Архив воспитательных практик

«Человек может думать руками. От традиции к инновационному мышлению»

Оригинальная идея проекта

Изучение передовых педагогических практик помогло нам понять, что в русской традиции  уже есть эти самые педагогические практики развития инновационного мышления, как это ни парадоксально. Русь всегда славилась талантливыми мастерами–умельцами, чьё творчество с давних времён впечатляло и до сих пор продолжает восхищать людей удивительными произведениями народного творчества. Народное искусство является воплощённым представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли.

Педагогическое обоснование особенностей проявления творческих способностей, методологическая основа их развития освещены в работах С.Г. Абрамовой, Ю.П.Азарова, В.Д.Шадрикова. 

Однако проблема развития креативности школьников в процессе овладения ими навыков народных художественных промыслов остаётся мало изученной. В 2008 году президент РФ в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу развития образования в ближайшие годы. В национальной образовательной  инициативе определены пять направлений, среди которых создание системы поддержки талантливых детей. Нам всем нужна традиция: и стране, и семье, потому что это связь поколений. Наш проект – путешествие в культуру предков, в их быт и мировоззрение, в мудрость традиции призван вовлечь учащихся в творческую деятельность, привить первоначальные навыки в освоении художественных промыслов, в изучении жанров изобразительного искусства,  основ зодчества, керамического и гончарного ремесла с целью развития инновационного мышления. Программа рассчитана на широкий возрастной диапазон учащихся от 6 до 15 лет. В зависимости от возраста планируется сложность учебного материала, приобщение к социально-значимой и конкурсной деятельности.

От задумки – до результата

Для реализации идеи проекта служат 3 вектора:

Первый Вектор – «Народная художественная культура, обычаи, традиции»

В нашей школе уже более 30 лет функционирует краеведческий музей «Моё Отечество». В музее есть уголок русской избы. Здесь представлена русская печь, красный угол, старинные лавки, стол, покрытый столешником, люлька, предметы крестьянского быта. На базе музея  стали проходить уроки изобразительного искусства: “Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни”, “Предметы деревенского труда и быта”, “Образ печи в культуре русского народа”. Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают музей и выполняют зарисовки различных бытовых предметов, работают над композицией «Интерьер русской избы». Условия школьного музея позволяют проводить исследовательскую деятельность, направленную на изучение предметов быта, особенностей и уклада жизни крестьянина в русской избе.

На занятиях в изостудиях «Аленький цветочек», «Колорит», «Немалевич», «Семицветик» создаётся особая образовательная среда по формированию знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, воспитанию и развитию эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.

В школе смоделированы системы приобщения детей к искусству и профессиональной подготовки художников-педагогов, которые помогают противостоять массовой культуре и превращению человека в ее безликий элемент. Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нём отчётливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Но жизнь менялась, уже в середине XIX века разоряющееся крестьянство стремилось уехать в город, промыслы забывались, народное искусство было на грани исчезновения. Велика роль купечества и мыслящей интеллигенции в развитии художественных промыслов: создавались творческие кружки, общества любителей древности. Организовывались экспедиции, первые музейные коллекции.

Эти же увлечения разделяли и знаменитый коллекционер и меценат Савва Мамонтов с супругой Елизаветой Григорьевной. В своём проекте мы стараемся изучить значение Абрамцевского кружка в развитии народных промыслов и возведении их на высокий уровень. Знакомимся с работами таких мастеров, как Валентин Серов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Константин Коровин и др. Также нас интересует педагогическая деятельность сестры Поленова, Елены Дмитриевны, руководителя самой настоящей художественной школы, провозгласившей культ русской красоты и воспевшей в своих работах народный декоративный промысел. В этой школе лучшие мастера России отбирали талантливых ребят из Хотьково и преподавали им основы композиции и рисунка. Многие ученики выросли в замечательных народных умельцев. 

Второй Вектор – «Архитектурное макетирование, храмовое зодчество»

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования  отмечается, что «изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать  систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной  художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся  явлениям русской художественной культуры». Архитектура – самый масштабный из всех видов пластических искусств. Архитектурные сооружения, создавая  своеобразную архитектурную среду, позволяют изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия.

Знакомство с архитектурой на занятиях изобразительного искусства предусматривает разные формы работы детей:  изучение правил линейной перспективы,  рисование архитектурных объектов с натуры,  по памяти и представлению.  Данный вектор  «Архитектурное макетирование, храмовое зодчество» позволяет соединить изучение архитектурных сооружений  с созданием макетов реальных зданий, с применением проектной деятельности. Кроме того, изучение художественно-исторического материала обеспечивает формирование эмоционально-ценностного отношения к  окружающему миру, толерантное  принятие  разнообразия культурных явлений, национальных ценностей  и духовных традиций, приобщение к православной культуре, развитие художественного вкуса  и способности к эстетической оценке произведений  искусства, способности понимать значение искусства в жизни человека и общества.

Третий Вектор – «Мастерская керамики»

Данный вектор посвящён сохранению и развитию керамического художественного промысла. Занятия керамикой позволяют ребёнку воплотить в материале свою фантазию, почувствовать себя творцом, испытать гордость приобщения к большому искусству, ощутить вкус успеха от самостоятельного выполнения работ. Во время занятий закладываются основы понимания учащимися роли народного творчества. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию своих способностей. Работая с глиной, учишься управлять собой, своим состоянием, расположением духа. Приходит понимание объёмности и многомерности мира. Многие дети сейчас в условиях быстро меняющегося мира растеряны, апатичны, теряют внутренний стержень. Работа с глиной помогает собраться. Берёшь ком глины и лепишь -выправляешь себя, свою судьбу. Когда «думаешь руками», чувствуешь себя творцом. Когда ты держишь свою работу в руках, возвращаешься в настоящее. Наши дети, особенно на дистанте, погружены в Интернет, они где-то в экране, в гаджете, в мониторе, а живому человеку важно быть в настоящем.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, выбирать, анализировать.

Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации и саморазвития личности, стимулировать воспитанника к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации.

Полезные эффекты от реализации проекта

Вдохновлять и зажигать на работу детей – задача не из простых, необходимо самому быть увлечённым своим делом. В этнографическом музее школы педагоги проводят викторины по художественным промыслам России, мастер-классы перед праздниками народного календаря: «Осенины», «Новогодняя корона», «Рождественский сувенир», «Святочные встречи», «Масленица», «Пасхальное вдохновение», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись». Детские работы участвуют в выставках районных и городских проектов. Ученики нашей школы становятся призёрами и победителями олимпиад и конкурсов по изобразительному искусству. В этом году школьная команда стала Победителем Московского детского чемпионата KidSkills. На сайте школы создан виртуальный музей искусств, где представлены сводные выставки детских рисунков всех корпусов школы. Учителя Изобразительного искусства – лауреаты Конкурса художественного творчества педагогов города Москвы «Признание», Фестиваля искусств педагогов Восточного административного округа “Майские звезды”. Педагогическому коллективу школы объявлена благодарность Российского совета олимпиад школьников.

Файлы

Воспитательная Практика Художественное творчество ГБОУ Школа № 1798 Феникс.pdf

Ссылки

https://1798.mskobr.ru/articles/2179

https://perovskayamurava.com/news/01cc25c500b1/

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5272

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5257

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4942

https://1798.mskobr.ru/showAlbum/220/97

https://1798.mskobr.ru/showAlbum/220/310

https://1798.mskobr.ru/edu-news/6157

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4522

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5506

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5221

https://1798.mskobr.ru/showAlbum/220/415

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5203

https://1798.mskobr.ru/showAlbum/220/295

http://zrr.dshi.center/userfiles/2019_


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос