Архив воспитательных практик

«Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию»

Оригинальная идея проекта

Актуальность и значимость проекта «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию» состоит в том, что участие в нем даёт возможность детям больше узнать о странах и народах, живущих в едином мировом пространстве с Россией, научиться понимать и принимать их национальную культуру.

Сегодня вопросы международных отношений и взаимодействий, целостного понимания мира, расширения знаний об этнокультурных ценностях, являются ключевыми для мирового сообщества.

В нашем многонациональном мире, где соприкасаются разные культуры, людям необходимо уметь общаться и понимать друг друга. Когда традиции и менталитет разных народов встречаются, это может приводить к конфликтам, если нет достаточного взаимного уважения и настроя на конструктивное взаимодействие. Понять менталитет другого этноса трудно, если нет знаний о том, в каких исторических, географических и культурных условиях этот менталитет формировался. 

Идея проекта заключается в воспитании толерантного отношения и уважения к другим культурам. 

Участники проекта не только собирают информацию о выбранной стране в интернет-энциклопедиях и книгах, знакомятся с её историей и традициями, но и находят интересное лично для себя в её национальных играх, музыке, кинематографе, литературе, кухне и достопримечательностях.

Участие детей в проекте «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию» стимулирует их познавательную активность. Дети приобретают навыки самостоятельного исследования – на примере одной страны они получают алгоритм изучения любой другой страны. Исследование культуры другого народа активизирует внимание и интерес ребенка к культуре своей страны. Воспитание уважительного отношения к другим народам способствует социализации и адаптации детей в современном многонациональном обществе.

От задумки – до результата

Детская хоровая студия «Веснянка» Дворца «На Стопани» сильна своими традициями. Например, ежегодно в летний период организуется профильный лагерь для старших воспитанников коллектива. В лагере в утренние часы проводятся хоровые репетиции, а во второй половине дня детям предлагается участие в проекте «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию». Проект направлен на развитие у детей познавательной активности, где в качестве темы выбирается конкретная страна. Идея проекта родилась в связи с тем, что коллектив «Веснянка» выезжает на гастроли как по России, так и за рубеж и ребятам всегда было интересно и полезно перед поездкой знакомиться с культурой и историей страны, которую они собирались посетить. Из этого сформировался полноценный проект, который выходит за рамки учебного процесса и носит воспитательный характер. 
Проект «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию» существует уже 15 лет и его задача – погрузить детей в атмосферу культуры других стран и народов. Дети вместе с педагогами собирают разную информацию о выбранной стране, начиная с флага, герба и достопримечательностей, заканчивая традиционной кухней и сладостями.
В этом проекте дети уже не фокусируются только на странах, которые хор посещает с концертами. Все чаще дети знакомятся со страной, о которой они пока мало знают, но которая играет заметную роль в мировой политике. Так в 2005 году был проведён День Греции, в 2006 Дни Японии, 2009 Италии, 2011 Великобритании, 2012 Испании, 2013 Китая, 2014 Швеции, 2015 Грузии, 2016 Аргентины и Бразилии, 2017 Австралии и Океании, а в последние два года были необычные Иран и Югославия.

Механизмы и этапы реализации проекта

I этап-Подготовительный

Каждый год в мае дети выбирают страну — тему для исследования, которое они будут проводить вплоть до конца августа. Страна выбирается творческой группой, исходя из политической или социокультурной ситуации в мире.

В рамках темы предполагается изучение географии, истории, культуры и традиций выбранной страны.

Далее определяются участники, ответственные за подготовку и организацию отдельных тематических блоков исследования. 

Тематическими блоками могут быть, например, лингвистика, традиционная культура (народные игры, традиционные костюмы, предметы быта), кулинария, мода, музыка, спорт. Каждый ответственный участник получает задание по самостоятельному сбору информации в рамках своего направления и организует вокруг себя группу единомышленников. Им могут помогать родители.

II этап-Исполнительский

После распределения задач по проекту, дети (при возможном участии родителей) приступают к самостоятельному сбору информации и созданию предметов и атрибутов по своей теме.

Ребята подбирают подходящую одежду и аксессуары, которые соответствуют цветовой символике страны, особенностям национального костюма или современной моды. Например, могут спланировать чемпионат по популярному в этой стране виду спорта, с названиями команд национальной лиги. Для такого чемпионата придумываются эмблемы, призы, кричалки, спортивная форма и т.д. Дети для сбора информации используют все доступные средства, обращаясь к интернету, книгам и энциклопедиям, родителям и друзьям, посещавшим конкретную страну. Если ребенок сам побывал в этой стране, он может использовать сделанные в поездке фотографии, привезенные сувениры.

Ответственные за тематические блоки готовят познавательные семинары, презентации, мастер-классы.

III этап -Демонстрационный

Демонстрация результатов проекта проводится в форме публичного мероприятия в заранее выбранный день. Тема проекта определяет и оформление пространства, где будет проходить мероприятие. Например, при его подготовке продумывается оформление холла (стенгазета, объявления, постеры, информационные табло), названия тематических комнат (обычно это названия разных городов страны, а ребята – его жители). Участники подбирают к мероприятию соответствующую одежду, находят или изготавливают флаг страны. Придумываются конкурсы, создаются видеоролики. Может проводиться демонстрация художественных и анимационных фильмов, посвященных конкретной стране. Организуются народные игры, показательные творческие номера и мастер-классы по традиционному искусству и ремёслам.

Мероприятие начинается с того, что звучит гимн страны, поднимается флаг, потом начинают работать площадки.

Примеры площадок:

·        Мастер-классы по вышивке, лепке, плетению, раскрашиванию, вырезанию и другим видам декоративно-прикладного творчества (в 2020 году, в рамках изучения культуры Ирана, дети учились плести ковер и раскрашивать керамику). 
·        Кулинарные мастер-классы по приготовлению традиционных или популярных блюд изучаемой страны.
·        Мастер-классы по каллиграфии, где дети красиво оформляют надпись на языке жителей изучаемой страны.
        Мастер-классы по традиционным танцам.
·        Мастер-классы по игре на музыкальном традиционном инструменте.
·        народные игры (с дополнительными аксессуарами или без них).
Кульминацией дня становится общее мероприятие, на котором подводятся результаты всей исследовательской работы в рамках проекта, в том числе работы открытых площадок. Участники и организаторы разных площадок по очереди выходят на сцену и презентуют зрителям, чему они научились и что узнали интересного и ценного для себя о той стране, в жизнь которой они погружались.

В конце мероприятия все ребята получают подарки в тематике изучаемой страны или организуется угощение с традиционными сладостями (Иран – пишмание, Югославия – сербский кох, Испания – хамон и гаспачо, Швеция – шоколадный торт).

Такое мероприятие является праздником культуры изучаемой страны и фестивалем детского творчества. Этот день, как и весь проект, наполнен атмосферой доброжелательного общения, совместного исследования и творчества.

В ходе проекта «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию» делается фотоальбом и видеоролики, чтобы у всех участников остались впечатления на память, а у коллектива эти события были отражены в портфолио. 

Полезные эффекты от реализации проекта

Представленный проект «Диалог культур. Через познание к искусству и взаимопониманию» дает целый ряд положительных результатов: 
·        получение знаний из разных аспектов жизни конкретной страны или региона (история, экономика, культура);
·        развитие интереса к изучаемой стране или региону;
·        создание творческого продукта с целью приобщения детей к культурному наследию изучаемой страны;
·        формирование социокультурного пространства, в котором дети учатся с уважением относиться к другим культурам;
·        освоение  разных видов творческой деятельности на материале изучаемой страны или региона (традиционная музыка, кулинария, декоративно-прикладное творчество и др.);
·        приобретение навыков самостоятельного исследования, развитие мотивации к процессу познания;
·        формирование личностных качеств (креативность, критичное мышление, коммуникативность);
·        формирование навыков исполнительского мастерства (умение выступать перед аудиторией и ярко представлять свой результат).

Участники проекта получают возможность выйти за рамки учебной деятельности, а также сформировать творческий сплоченный и социально активный коллектив.

Ссылки

Ссылка на проект на сайте Дворца творчества «На Стопани»


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос