Архив воспитательных практик

«Дорога к Победе»

Оригинальная идея проекта

Мы уверенны в том, что современные дети получают все меньше достоверной и качественной информации о событиях военных лет; возникает   необходимость сохранить имена людей, чьими героическими поступками и трудом вершилась Великая Победа.

Оригинальность проекта «Дорога к Победе» заключается в объединении ряда мероприятий, направленных на формирование доброжелательных и доверительных отношений между участниками образовательных отношений, основанных на общем интересе к истории своей Родины. Организаторами проекта подчеркивается важность преемственности в воспитании подрастающего поколения.

Содержание проекта предполагает широкий выбор способов погружения учащихся в культурно-исторический контекст эпохи: литературные чтения, аудио-концерт, классные часы, перемены с экскурсоводом, выставка детских рисунков и плакатов, восстановление экспонатов военных лет, создание общешкольной книги Памяти и др.

Универсальность данного проекта заключается в его применении к разным знаменательным датам, предметным областям и сферам школьной жизни. Будучи довольно гибким, он может быть наполнен разным содержанием; в качестве участников проекта могут выступать и малочисленные, и многочисленные группы. Оставляя формат реализации проекта, меняя лишь его содержание, можно проводить в школе любые мероприятия, вовлекая в них всех участников образовательного процесса.

От задумки – до результата

Алгоритм подготовки и реализации проекта состоит из следующих этапов:

1 этап. Организационный

За 2 месяца до мероприятия создается рабочая группа проекта, в которую входят педагоги-организаторы, учителя, учащиеся старших классов и родители. Утверждается план мероприятия, и назначаются ответственные за подготовку и проведение каждого этапа проекта.                                               

2 этап. Подготовительный 

За 2 месяца до мероприятия осуществляются следующие виды работ:

— сбор экспонатов для школьных выставок и импровизированного музея под открытым небом представителями родительской общественности  совместно с учителями образовательной организации. Предметы военного времени могут быть самыми разнообразными: военный автомобиль, восстановленный совместно учениками и их родителями, оружие и снаряды, найденные в разное время, военная форма, книги, письма, пластинки и патефон, мебель из частных и семейных коллекций родителей, учащихся и педагогов;

— сбор и подготовка материала для создания общешкольной Книги  памяти «Бессмертный полк» (фотографии военных лет, истории, записанные со слов участников ВОВ, карты, сохранившиеся дневники);

— разработка классных часов, в которую входит подготовка устного и наглядного материалов, создание презентаций  для разных возрастных категорий учащихся и др. (документальные фильмы, подбор  стихотворений о войне, фотографии, хроники военных лет, рассказ о представленных экспонатах музея под открытым небом);

—  просмотр и сбор  номеров для радиоконцерта (выбор стихотворений и музыкальных произведений под контролем учителей литературы и музыки);

— разработка экскурсионных маршрутов  для организации школьных перемен. Эта деятельность традиционно в нашей школе предоставляется учащимся старших классов; в течение подготовки маршрутов  ребята используют проектный подход, что важно в современной системе образования и воспитания;

За 2 недели до мероприятия осуществляются следующие виды работ:

— подготовка и оформление выставки книг на военно-историческую тематику (демонстрация книг на стендах, расположенных в рекреациях школы для ознакомления и мотивации к прочтению);

— подготовка и оформление выставки плакатов на военно-историческую тематику (совместная деятельность учащихся средней школы с педагогами изобразительного искусства);

— оформление инсталляции во внутри-школьном дворе (инсталляция способствует глубокому погружению в историческую эпоху уже на данном этапе);

— создание информационной поддержки предстоящих мероприятий силами медиа-центра школы. 

3 этап. Проведение комплекса мероприятий в конце апреля, начале мая.

4 этап. Аналитический

На данном этапе происходит сбор рабочей группы, во время которого подводятся итоги мероприятия, обозначаются проблемные моменты реализации проекта для их дальнейшей проработки, определяются каналы обратной связи через классных руководителей.

Полезные эффекты от реализации проекта

Все чаще в современной образовательной системе говорится о проектах как о новом формате образования. Правильно организованная проектная деятельность способствует активации ряда процессов, необходимых в воспитательной практике педагогов, таких как:

— применение знаний школьной программы в нестандартной ситуации,  расширение кругозора учащихся;

—   развитие навыков организаторской деятельности, креативных способностей; 

— формирование детско-взрослого сообщества, атмосферы доверия и сотрудничества между школой, учениками и родителями;

— создание команды старшеклассников, способной оказывать поддержку педагогическому коллективу в разных вопросах школьной жизни;

—  становление традиций школы, которые делают учебное заведение не только местом получения знаний, но и по-настоящему живым пространством.

Все мероприятия проходят в течение одного дня, не нарушая учебный процесс. Инсталляция способствует глубокому погружению в историческую эпоху. При детальном рассмотрении экспонатов овладевают новыми умениями: собрать и разобрать оружие военных лет, сложить, согласно инструкциям военного времени, мешки с песком во внутреннем дворике школы и мн. др. Совместно с педагогами происходит обсуждение элементов и отличий различных видов военной формы. Некоторые из элементов формы изготавливаются учащимися самостоятельно по образцу военных лет. 

Экскурсии, проводимые старшеклассниками для младшей школы во время перемен, организованы в виде знакомства с историческими артефактами. Это заставляет думать, размышлять, логически мыслить, развивает наблюдательность. Подобные путешествия во времени конкретизируют не только программный материал, но и расширяют кругозор. Главное преимущество данного проекта – совместная деятельность всех участников образовательного процесса. Такой подход позволяет проделывать воспитательную работу максимально интересно и продуктивно, осознавать единство всех поколений через призму прожитых событий военных лет.

Ссылки

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1537

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1540

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1558


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос