Архив воспитательных практик

Фестиваль “День Науки”

Оригинальная идея проекта

Статистические данные свидетельствуют, что до 60% людей, посвятивших себя науке, заинтересовались ею в школьном возрасте, поэтому важность проектов, связанных с популяризацией научных знаний несомненна. Существует множество путей для решения этой задачи: многочисленные научные шоу, школьные научные конференции, детские научно-популярные ролики и т.п. Вместе с тем, для ребенка важно быть не только зрителелем, но и активным участником процесса познания. Поэтому наибольшим успехом пользуются те пректы, где имеется возможность “потрогать” эксонаты, “примерить” на себя различные роли. При этом доказано, что дети лучше воспринимают информацию от сверстников. На основе всех этих данных и родилась идея воплотить детскую научную конференцию в форму “интерактивной выставки”, где дети-авторы могут представить свои работы детям-зрителям, а последние, в свою очередь, могут практически принять участие в работе площадки, на которой представлена работа.

От задумки – до результата

Наиболее удобно осуществить проект именно в области предметов, относящихся к естественнонаучному циклу, поскольку именно  в работах такой тематики большое внимание уделяется практической части: проводятся разнообразные опыты, создаются модели, макетыи т.п., и все это впоследствии может быть предложено зрителям в качестве интерактивной программы. Первоначально Фестиваль “День Науки” не проходил как конкурс, а являлся отчетным мерприятием Детского Научного Клуба “ДНК” Дворца творчества “Преображенский” (как подведение итогов года и демонстрация образовательных результатов). Ребята клуба “ДНК” рассказывали зрителям о том, что они узнали на занятиях. Каждая команда организовывала интерактивную площадку, посвященную определенной тематике. Мероприятие традиционно пользовалось большим успехом у обучающихся и их родителей. В связи с этим было решено выйти с этим проектом на городской уровень, пригласив к участию команды из других образовательных учреждений Москвы. В связи с особенностями мероприятия к участию приглашались именно команда – авторские коллективы численностью от 3 до 8 человек. Для большей заинтересованности детей и педагогов в прект была добавлена конкурсная составляющая. В 2017 году городской конкурс проектных и ислледовательских работ естественнонаучной направленности “День Науки” проводился как самостоятельное мероприятие Департамента образования Москвы, а с 2018 года вошел в число мероприятий образовательного проекта ДТДиМ “Преображенский” – Открытого городского многожанрового фестиваля  “Золотой ключик”. В фестивале “День науки” принимают участие  обучающиеся от 6 до 16 лет в четырех возрастных категориях. После экспертизы присланных работ на заочном этапе конкурса отбираются участники очного этапа. Очный этап организуется в помещениях Дворца творчества “Преображенский”, при этом каждой команде предоставляется площадка, которую участники оформляют самостоятельно, в соответствии с тематикой работы. Все площадки работают одновременно, в формате выставки, в течение 2-2,5 часов. Зрители-дети, родители, педагоги – имеют возможность  посетить различные площадки, познакомиться с результатами представленных работ, задать вопросы авторам, а главное – выполнить практические задания, которые для них подготовили авторы. За выполненные задания гости получают призы-наклейки, которые могут собрать в тематической буклет. Поскольку каждую работу представляет несколько человек, на своей площадке они находятся по очереди, имея возможность отдохнуть, а также посмотреть другие представленные работы. Все авторы собираются на своей площадке вместе к моменту прихода жюри. Члены жюри конкурса последовательно обходят площадки и обходят площадки и оценивают доклады авторов о работе, ответы на вопросы, оформление площадок, взаимодействие с гостями. На основании суммарного балла определяются лауреаты и дипломанты в каждой возрастной категории.

Полезные эффекты от реализации проекта

Подобный формат  проведения детского конкурсного мероприятия безусловно полезен для всех его участников. авторы работы при подготовке к конкурсу получают бесценный опыт коллективной работы, когда от вклада каждого зависит общий успех. Умение взаимодействовать в группе, распределять обязанности, уважительно относиться к чужому мнению – навыки, необходимую каждому. Представлять свою работу в групповом варианте также более комфортно для детей, дает возможность попробовать себя в роли оратора не только “бойким”, но и стеснительным ребятам. Неформальное общение с гостями также развивает навыки коммуникации. Пребывание на подобный “научной выставке” в роли авторов, “хозяев площадки” позволяет детям почувствовать свою значимость, пережить ощущение успеха. Гости фестиваля – дети, имеющие возможность увидеть своих ровесников в этой роли, могут видеть, что научное знание – это не что-то отвлеченное, существующее “для взрослых”, а то, что касается непосредственно их самих. “Если это понятно и интересно моему ровеснику, это будет интересно и понятно для меня” – даже если ребенок и не формулирует мысль, она обязательно останется у него в виде впечатления. Усиливает это впечатление и возможность  не просто послушать и увидеть, но и сделать что-то своими руками. В подготовке выступления детей, в оформлении площадок, в самой работе площадки (в качестве кураторов) принимают участие многие родители, что без сомнения улучшает детско-родительские отношения, выводя их на уровень сотрудничества. Важно, что и взрослые гости Фестиваля с большим интересом посещают его площадки, расспрашивают детей об их работах, часто получая для себя полезные практические сведения, что еще больше повышает ценностьтакой деятельности в глазах детей.

Видео

Ссылки

https://dtdimvouo.mskobr.ru/files/festival_den_nauki.pdf

https://dtdimvouo.mskobr.ru/festivali_konkursy_sorevnovaniya/festival_den_nauki


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос