«Финансовая грамотность от «А» до «Я»
Оригинальная идея проекта
Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.
Марк Туллий Цицерон
Современные школьники достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, то есть, с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Почти в каждой семье дети с ранних лет не только являются пользователями сети Интернет, но и активными покупателями в сети. А для безопасных покупок в виртуальном и реальном пространстве, им необходим определенный уровень финансовой грамотности.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Финансово грамотные школьники уже сейчас являются значительно более защищенными от финансовых рисков, пирамид, микрозаймов и прочих скользких ситуаций, в которые легко попадают даже взрослые люди. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов, создание первых накоплений. А базовые знания о грамотном распределении финансов, они получают сегодня, в формате финансовых игр и воркшопов, адаптированных под их возраст. Не менее важно то, что такое поведение может положительно влиять на национальную и мировую экономику.
От задумки – до результата
Работа по повышению уровня финансовой грамотности в «Московской международной школе», носит системный характер: занятия (игры, квесты, разработанные воспитателями и учителями), экскурсии, деловые встречи проходят в течение всего учебного года на классных часах, во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Вопросы финансовой грамотности интегрируются в учебные предметы, например: на уроке «Окружающий мир» и «Обществознание» могут рассматриваться такие понятия как деньги, «EazyPay» и «PayPass», а старшеклассники в рамках предмета «Экономика» могут попрактиковаться в составлении личного финансового плана на ближайшие 10 лет, обозначив ключевые цели для себя и узнать об интерактивных приложениях для контроля своих расходов и ведения персональных финансов. Сценарии уроков учителей школы можно найти в Московской электронной школе.
Для учащихся начальной школы проводятся “Активные перемены”, на которых ребята учатся работать в команде, проигрывают жизненные ситуации, связанные с финансовыми отношениями. Проведение таких перемен способствует достижению нескольких задач: профилактика детского травматизма, повышение уровня знаний по финансовой грамотности, сплочение детского коллектива, организация досуга школьников в образовательном процессе.
В системе дополнительного образования действует две театральные студии “Маленькая компания” и “Родник”. Воспитанники данных объединений вместе со своими руководителями ставят театральные композиции про “Мир финансовой грамотности” на основе традиционных русских сказок, поэм и рассказов, таких как “Муха-Цокотуха”, “Кредитная история волшебника Мерлина” и другие.
Несколько раз в год в школе проводятся «Недели финансовой грамотности». Целью недели является донесение до каждого ученика важной финансовой информации в интересной, адаптированной к возрасту учащихся форме. Неделя проводится для всех четырех уровней образования. Воспитанники дошкольных подразделений в рамках недели участвуют в интерактивной игре “Юный финансист”, которая разработана воспитателями и методистами школы. В игре используются сюжеты различных мультфильмов про историю возникновения денег и их функции. Воспитанникам предлагается создать свои деньги: нарисовать или сделать аппликацию. Придуманные деньги используются далее воспитанниками в играх “Семейный бюджет”, “Ярмарка товаров” и заключительном мероприятии тренажере “Накопи на свою мечту”. Для “Ярмарки товаров” ребята делают свои поделки, которые потом обменивают на деньги. Таким образом ребята учатся как производить собственный товар, так и понимают, как тратить деньги, на чем можно экономить и как выгодно делать покупки.
В рамках “Недели финансовой грамотности” проходит квест «Приумножай и распоряжайся». Каждой команде выдается свой маршрутный лист, в котором указан путь и название станций. Участники квеста должны были помочь приумножить клад Дяди Федора, собирая пазлы, отгадывая загадки и решая математические задачки. За каждое выполненное задание команда получала финансовый лайфхак, из которых по окончании квеста команда собирала плакат «Советы юному финансисту».
Ежегодно, по доброй традиции, в начале учебного года, в сентябре проводится Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры в Москве. Фестиваль проводится в рамках Государственного профессионального праздника «День финансиста» при поддержке Министерства финансов РФ, Банка России, Департамента образования и науки города Москвы и других организаций.
Не забываем мы и о наших родителях. Для них ежегодно проводятся лекции и консультации по темам финансового мошенничества, умения работать с онлайн-сервисами и финансовых продуктах. Для самых старших участников (дедушек и бабушек) проводятся мастер-классы по умениям соизмерять финансовые риски и полезность приобретаемой финансовой услуги, осознания влияния финансовых решений на уровень личного благосостояния и финансовой ответственности за принимаемые решения. А они рассказывают учащимся о том, как они в разные периоды экономили для жизни, какие финансовые продукты и услуги были у них.
Полезные эффекты от реализации проекта
Все перечисленные мероприятия приносят свои положительные результаты:
— ребята становятся победителями городского web-квесте “Рациональный выбор”, викторины для учащихся 8-11 классов “Конкуренция. Качество. Развитие”, деловой онлайн-игре для старшеклассников “Рациональный выбор”;
— формируется умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение конфликта на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— формируется целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— развивается моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
В заключение отметим, что финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Если мы обучены финансовой грамотности, то с легкостью можем управлять своим финансовым благополучием, а вот отсутствие элементарных экономических знаний и навыков ограничивает наши возможности по принятию правильных решений для обеспечения своей финансовой стабильности.
Ссылки
Финансовая грамотность в школе
Поделиться в соц. сетях