Дополнительное образование

ГКОУ Школа «Технологии обучения»

Оригинальная идея проекта

Идея: использование иллюстративного материала “Ареал культуры”, расположенного на стенах школы, как основы образовательных событий для детей с особыми образовательными потребностями.


Цели образовательного события: расширение общекультурного кругозора детей с ОВЗ, родительской и педагогической общественности, получение знаний  по истории мировой художественной культуры, развитие художественного вкуса и формирование нравственных приоритетов, повышение значимости культурных, художественных и эстетических  ценностей в жизни школьного сообщества.

С помощью всероссийского проекта с одноименным названием дети с ОВЗ, их родители и педагоги получили доступ к шедеврам мирового искусства, представленный набором репродукций шедевров мировой культуры, систематизированных в хронологическом порядке, согласно эпохам в истории искусства от Древнего Египта до наших дней. Изображения экспозиции сопровождаются короткими аннотациями, подготовленными искусствоведами и педагогами специально для этого проекта. Вся информация подается детям в привлекательной, лаконичной форме, что способствует её активному усвоению и запоминанию.

В силу своих специфических особенностей здоровья ученики Школы “Технологии обучения” в обычной жизни не имеют возможности часто посещать музеи с экскурсионными программами, знакомиться с мировым художественным наследием. Поэтому обучающие материалы, созданные в рамках проекта, для этих учеников стали уникальной возможностью  погружения в культурный и эстетический контекст мира художественных и  музейных экспозиций.

От задумки – до результата

В прошлом году на стенах школы появились картины городского проекта “Ареал культуры”. Для учителей школы, которые очень трепетно относятся к своему недавно отремонтированному зданию, такое наполнение дало повод к его творческому использованию. 


Поначалу дети, педагоги и родительская общественность просто пассивно наблюдали появление картин. Но затем стало ясно, что можно использовать эти арт-иллюстрации в прямых образовательных целях, а также как материал для внеурочной работы. Однако наступление пандемии внесло свои коррективы. Проведение мероприятий в очном формате стало невозможным.

В школе обучаются только дети с ОВЗ (самый широкий спектр нозологий, для обучения которых созданы особые условия: возможность малогруппового и индивидуального обучения, сочетание дистанционного и очного режимов обучения, индивидуализация образовательной программы, возможность посещения необходимого количества часов занятий у дефектологов, логопедов и психологов, регулярное наблюдения психолого-педагогического консилиума. Для детей с двигательными нарушениями созданы все необходимые условия по доступности среды: медицинский кабинет, пандусы, необходимые размеры гигиенических комнат, поручни, специальные кресла, вертикализаторы, специализированное периферийное компьютерное оборудование.

Отразив вызов времени, связанный с пандемией,  педагоги и ученики школы объединили усилия для создания видео-экскурсии по “Ареалу культуры внутри школы”, в котором  описываются картины, представленные на выставке. 

Сначала были отобраны самые яркие и доступные для восприятия детей картины из общей выставочной галереи. Далее они были отсортированы в соответствии с возрастами детей.

На уроках МХК дети под руководством учителей создали текст для создания видеоэкскурсии с описаниями картин и необходимыми биографическими и историческими справками. На уроках ИЗО и музыки дети изучали изобразительные детали и исторические контексты представленных картин, слушали музыкальные отрывки из эпох создания картин. Затем учителя школы создали видео-экскурсию по коридорам и кабинетам школы, в которой озвучили самые яркие моменты из текста, описанного выше. При ее создании они ориентировались на особенности контингента детей, обучающихся в школе. 

Далее видео было смонтировано и превратилось в учебный материал для всех учеников школы, который был задействован в урочной и внеурочной деятельности всех школьников во второй половине этого учебного года.

Но это еще не все. Для всех учащихся школы (в соответствии с их возрастом) были созданы познавательные интерактивные ресурсы-викторины, при помощи которых дети смогли проверить знания, полученные во время виртуальной экскурсии. Таким образом школьный проект охватил все ступени обучения и весь контингент учащихся вне зависимости от их пребывания в школе.

Полезные эффекты от реализации проекта

Необходимо отнести к результатам проведения  проекта всеобщий охват учащихся школы. Педагогами были разработаны ресурсы в соответствии с их возрастным восприятием, а также с учетом их особых образовательных потребностей.

Все учащиеся школы были вовлечены в активный процесс общения с искусством.

У учеников формировались этическая, социокультурная идентич­ность в ее  морально-нравственном ас­пекте.

Дети смогли, опираясь на содержание, разработанное детьми старших классов и учителями, выйти во внеурочную деятельность, а также проверить свои знания. 

Таким образом, можно говорить о том, что в результате проведения образовательного события произошла интеграция детей в мировой культурный контекст, знакомство с лучшими достижениями культуры, накопленными веками. Дети, независимо от возрастных и психологических особенностей, были вовлечены в активный познавательный процесс.

Во время проведения образовательного события участниками образовательного процесса были также учителя школы, и родительская общественность.

Педагогический коллектив школы планирует продолжать работу с материалами, созданными в прошлом году, а также разрабатывать новые образовательные ресурсы, используя выставку “Ареал культуры”. 

Над проектом работали:

Иванова Н. А., Соколова Н. А., Чулкова Н. Н., Куприянова Т. С., Семенова Д. А., Федорова В. В., Приходько О.А.

Ссылки

https://cotg.mskobr.ru/edu-news/3913

https://cotg.mskobr.ru/edu-news/3631


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос