ГКОУ Школа «Технологии обучения»
Оригинальная идея проекта
Идея: использование иллюстративного материала “Ареал культуры”, расположенного на стенах школы, как основы образовательных событий для детей с особыми образовательными потребностями.
Цели образовательного события: расширение общекультурного кругозора детей с ОВЗ, родительской и педагогической общественности, получение знаний по истории мировой художественной культуры, развитие художественного вкуса и формирование нравственных приоритетов, повышение значимости культурных, художественных и эстетических ценностей в жизни школьного сообщества.
С помощью всероссийского проекта с одноименным названием дети с ОВЗ, их родители и педагоги получили доступ к шедеврам мирового искусства, представленный набором репродукций шедевров мировой культуры, систематизированных в хронологическом порядке, согласно эпохам в истории искусства от Древнего Египта до наших дней. Изображения экспозиции сопровождаются короткими аннотациями, подготовленными искусствоведами и педагогами специально для этого проекта. Вся информация подается детям в привлекательной, лаконичной форме, что способствует её активному усвоению и запоминанию.
В силу своих специфических особенностей здоровья ученики Школы “Технологии обучения” в обычной жизни не имеют возможности часто посещать музеи с экскурсионными программами, знакомиться с мировым художественным наследием. Поэтому обучающие материалы, созданные в рамках проекта, для этих учеников стали уникальной возможностью погружения в культурный и эстетический контекст мира художественных и музейных экспозиций.
От задумки – до результата
В прошлом году на стенах школы появились картины городского проекта “Ареал культуры”. Для учителей школы, которые очень трепетно относятся к своему недавно отремонтированному зданию, такое наполнение дало повод к его творческому использованию.
Поначалу дети, педагоги и родительская общественность просто пассивно наблюдали появление картин. Но затем стало ясно, что можно использовать эти арт-иллюстрации в прямых образовательных целях, а также как материал для внеурочной работы. Однако наступление пандемии внесло свои коррективы. Проведение мероприятий в очном формате стало невозможным.
В школе обучаются только дети с ОВЗ (самый широкий спектр нозологий, для обучения которых созданы особые условия: возможность малогруппового и индивидуального обучения, сочетание дистанционного и очного режимов обучения, индивидуализация образовательной программы, возможность посещения необходимого количества часов занятий у дефектологов, логопедов и психологов, регулярное наблюдения психолого-педагогического консилиума. Для детей с двигательными нарушениями созданы все необходимые условия по доступности среды: медицинский кабинет, пандусы, необходимые размеры гигиенических комнат, поручни, специальные кресла, вертикализаторы, специализированное периферийное компьютерное оборудование.
Отразив вызов времени, связанный с пандемией, педагоги и ученики школы объединили усилия для создания видео-экскурсии по “Ареалу культуры внутри школы”, в котором описываются картины, представленные на выставке.
Сначала были отобраны самые яркие и доступные для восприятия детей картины из общей выставочной галереи. Далее они были отсортированы в соответствии с возрастами детей.
На уроках МХК дети под руководством учителей создали текст для создания видеоэкскурсии с описаниями картин и необходимыми биографическими и историческими справками. На уроках ИЗО и музыки дети изучали изобразительные детали и исторические контексты представленных картин, слушали музыкальные отрывки из эпох создания картин. Затем учителя школы создали видео-экскурсию по коридорам и кабинетам школы, в которой озвучили самые яркие моменты из текста, описанного выше. При ее создании они ориентировались на особенности контингента детей, обучающихся в школе.
Далее видео было смонтировано и превратилось в учебный материал для всех учеников школы, который был задействован в урочной и внеурочной деятельности всех школьников во второй половине этого учебного года.
Но это еще не все. Для всех учащихся школы (в соответствии с их возрастом) были созданы познавательные интерактивные ресурсы-викторины, при помощи которых дети смогли проверить знания, полученные во время виртуальной экскурсии. Таким образом школьный проект охватил все ступени обучения и весь контингент учащихся вне зависимости от их пребывания в школе.
Полезные эффекты от реализации проекта
Необходимо отнести к результатам проведения проекта всеобщий охват учащихся школы. Педагогами были разработаны ресурсы в соответствии с их возрастным восприятием, а также с учетом их особых образовательных потребностей.
Все учащиеся школы были вовлечены в активный процесс общения с искусством.
У учеников формировались этическая, социокультурная идентичность в ее морально-нравственном аспекте.
Дети смогли, опираясь на содержание, разработанное детьми старших классов и учителями, выйти во внеурочную деятельность, а также проверить свои знания.
Таким образом, можно говорить о том, что в результате проведения образовательного события произошла интеграция детей в мировой культурный контекст, знакомство с лучшими достижениями культуры, накопленными веками. Дети, независимо от возрастных и психологических особенностей, были вовлечены в активный познавательный процесс.
Во время проведения образовательного события участниками образовательного процесса были также учителя школы, и родительская общественность.
Педагогический коллектив школы планирует продолжать работу с материалами, созданными в прошлом году, а также разрабатывать новые образовательные ресурсы, используя выставку “Ареал культуры”.
Над проектом работали:
Иванова Н. А., Соколова Н. А., Чулкова Н. Н., Куприянова Т. С., Семенова Д. А., Федорова В. В., Приходько О.А.
Ссылки
Поделиться в соц. сетях