Архив воспитательных практик

«Гордимся! Помним! Сохраним!»

Оригинальная идея проекта

Девиз проекта: «…Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца!» (Р.И.  Рождественский) 

История целой страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в ней. Жизнь каждого человека вплетается в историю его семьи.  А вот сохранится ли эта история и передастся ли следующим поколениям полностью зависит от потомков.

Музей давно перестал быть просто хранилищем реликвий и старинных вещей, он превратился в центр духовно-нравственного развития, воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. 

Музейная работа — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность кружков, секций, общественных объединений по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству. 

Наша цель — создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся. 

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

— формирование патриотических чувств молодого поколения, воспитание его на героических традициях Родины с использованием историко-культурного наследия;

— проведение управленческой и организаторской деятельности для эффективной работы музейного комплекса — утверждение в сознании и чувствах учащихся взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, 

— формирование культуры межнациональных отношений, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьников;

— развитие и социализация личности ребенка путём включения его в различные формы музейной деятельности – познавательную, научно-просветительскую, экспозиционно-выставочную, поисково-исследовательскую, художественно-творческую.

От задумки – до результата

С чего всё началось? 

История возникновения музея начинается с истории создания 4-й гвардейской Краснознаменной танковой армии. В 1943 году в стенах нашей школы постройки еще 1937 года формируется штаб армии и именно отсюда будущие командиры уходят на фронт. 

В 1999 году после реконструкции (постройки нового здания школы) и перевода музея в новое помещение шла упорная работа по обновлению и созданию музея XXI века. 

Старт проекта был приурочен к памятной дате истории нашего отечества – 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этот год состоялось торжественное открытие музея в школе. 

Многолетнее сотрудничество с ветеранами прославленной армии, ежегодное совместное проведение ряда воспитательных мероприятий патриотической направленности (на протяжении более 40 лет!) стали основой проекта. 

Идею создания проекта поддержали учителя, родители, учащиеся, жители района и ветераны 4-й гвардейской танковой армии. С 2014 года наш музей является центром гражданского и военно-патриотического воспитания не только нашего образовательного учреждения, но и района Замоскворечье.

Музей дважды становился победителем в номинации «Мы памяти этой верны» премии Общественное признание ЦАО города Москвы в 2013 и 2019 годах. 

Проект предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музейного комплекса имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, описывают боевой путь 4-ой гвардейской танковой армии, знакомят с жизнью ветеранов. Основная работа музейного комплекса — пропаганда боевых и трудовых традиций народа, что помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм чувства уважения и ответственного отношения к истории России. 

Работа в музее помогает развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты. При этом высоких результатов в музейном деле может достичь ученик, не всегда успешный в учёбе. Как правило, любой, даже небольшой успех помогает ребёнку поверить в себя, свои особенности, стимулирует его к получению новых знаний и навыков.  

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. 

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музейном комплексе и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии, о деятельности выдающихся полководцев России. 

Полезные эффекты от реализации проекта

В ходе реализации проекта «Гордимся! Помним! Сохраним!» для наших обучающихся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является:

 — проведение плановых мероприятий с учащимися всех классов школы; 

— ежегодная подготовка групп экскурсоводов; 

— проведение конкурсов на знание истории Великой Отечественной войны; 

— поддержка связей с музеями армии, дивизий, расположенными на её боевом пути; 

— проведение экскурсий по музею для учащихся других школ района и округа; 

— сбор фото — и видеоматериалов о работе музея; 

— ежегодные экспедиции по местам боёв армии с посещением братских могил; 

— пропаганда работы музея через школьный сайт; 

— постоянные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами 

— проведение международных слётов ветеранов, юных патриотов; 

— создание видеофильмов об экспедициях по местам боёв армии;

— сбор книг и газет, в которых есть сведения об армии, дивизиях и ветеранах; 

— включение тем о боевом пути армии и ветеранах в тематику школьных сочинений по литературе; 

— сбор воспоминаний ветеранов о годах войны; 

— пополнение библиотеки электронных материалов МЭШ сценариями уроков военно-патриотической направленности. 

Музейный комплекс своей экспозицией способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым. Он давно и прочно занял место в ежедневной школьной жизни как нескончаемый источник материала для гражданского и военно-патриотического воспитания, как хранилище результатов поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости нашего учебного заведения.  

Результат реализации проекта – это достойное воспитание и гражданско-патриотическое становление вот уже нескольких поколений выпускников школы.

Ссылки

https://sch627.mskobr.ru/obrazovanie/shkolnyiy-muzey/novosti_muzeya

https://sch627.mskobr.ru/obrazovanie/shkolnyiy-muzey/video_muzejnogo_kompleksa

https://sch627.mskobr.ru/articles/5473

https://sch627.mskobr.ru/obrazovanie/shkolnyiy-muzey/geroi_4-j_gvardejskoj_krasnoznamennoj_tankovoj_armii

https://sch627.mskobr.ru/obrazovanie/shkolnyiy-muzey/muzej

https://sch627.mskobr.ru/articles/3661

https://www.facebook.com/groups/374029113636249/?ref=share

https://vk.com/4gvkta_20gkoa

https://schoolvictorymuseum.ru/vyistavki/vyistavki-2019-2020/gbou-goroda-moskvyi-shkola-627-imeni-generala-d.d.lelyushenko/

https://schoolvictorymuseum.ru/news/shkolnyij-muzej-rasskazhet-o-geroe-chexoslovakii/


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос