Музейная педагогика

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности».

Оригинальная идея проекта

Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения является приоритетной задачей российского образования. Именно в школе сегодня сосредоточена интеллектуальная, гражданская и духовная жизнь современных детей. А школьный музей, ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную работу среди учащихся, родителей, жителей микрорайона, становится эффективным средством обучения и воспитания патриотизма, создания условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. В области музейной педагогики школьными музеями накоплен колоссальный опыт. Однако современная социокультурная ситуация побуждает искать новые пути и подходы, внедрять новые технологии, генерировать новые знания и идеи.

Площадкой для поиска новых подходов к формированию российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы и музеев образовательных организаций стал городской конкурс «Школьный музей: новые возможности». Проект направлен на выявление и трансляцию лучших воспитательных практик, которые применяются в школьных музеях, поддержку педагогических инициатив по формированию музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности.

Конкурс способствует внедрению в школьных музеях образовательных организаций города Москвы инновационных технологий, которые создают условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. 

От задумки – до результата

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» проходит ежегодно с 2015 года. Изначально к участию в конкурсе приглашались только педагоги, представлявшие сценарии мероприятий, разработанные на базе школьных музеев и с использованием их экспозиций. Между тем, именно включение в деятельность музеев детей делает школьный музей полноценной частью образовательной среды школы. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Систематизируя материалы экспозиции, занимаясь поисковой работой, школьники глубже узнают историю страны, постигают такие азы коллективной работы, как дисциплина, инициатива и ответственность. Это и стало отправной точкой изменения формата конкурса. 

В 2019/2020 учебном году конкурс проводится среди разновозрастных команд обучающихся 1–11-х классов, воспитанников дошкольных отделений образовательных организаций города Москвы в течение всего учебного года. Количество обучающихся в команде – не более 10 человек. Направления деятельности команды по представлению школьного музея: представление артефактов; пресс-центр; дизайн; медиа.

Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера – руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребенка к активной жизни в обществе.

Конкурс проводится в четыре этапа, каждый из которых наполнен интересным содержанием, вовлекающим школьные команды в увлекательную, мыслительную и эффективную работу по популяризации школьного музея с использованием современных технологий. 

I этап – «Музей.трЗ». Участники команды представляет аудиопрезентацию музея и его деятельности. Форма представления: подкаст.

II этап – «Музейный экспонат». Команда представляет музейный экспонат с использованием современных методов описания и представления. Форма представления любая по усмотрению авторов.

III этап – «Музейное «активити». Представляются примеры организации музейной деятельности (музейная игра, квест, квиз, досуговое мероприятие, театральная постановка и т. д.) с использованием современных методов представления. Форма представления любая по усмотрению авторов.

IV этап – «Музей: 360 градусов». Участникам предстоит провести виртуальную экскурсию (экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй по экспозиции музея и т. д.). Форма представления: 3D-тур или видеосюжет.

Роли участников могут меняться от этапа к этапу. Команда может принять участие в любом количестве этапов. 

Проведение городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» уже стало традицией. Налажено эффективное взаимодействие участников образовательных отношений. Ежегодно в конкурсе принимают участие более 500 участников.

Полезные эффекты от реализации проекта

·       использование музейно-образовательной среды как ресурса культурного и творческого развития обучающихся, патриотического воспитания подрастающего поколения;

·       выявление и трансляция лучших практик в области музейной педагогики;

·       популяризация деятельности школьного музея как образовательного пространства в цифровой образовательной среде;

·       поддержка педагогических инициатив по формированию музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности.

Ссылки

Положение о проведении Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» в 2020-2021 учебном году

Вебинар «Цифровая трансформация школьного музея»


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос