РДШ

Интеллектуальный клуб “Хрустальная сова”. ГБОУ Школа № 1293

Оригинальная идея проекта

Интеллектуальные игры популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности, установка к расширению общения и выход его за рамки ученических дел, стремление к волевым напряжениям и к проверки себя, интеллектуальное соперничество – все эти характеристики выводят интеллектуальные игры в зону привлекательности. 

Следовательно, интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны других, заявление и подтверждение своей социальной значимости. 

В современном обществе остро стоит проблема осознанного принятия решения. Многие в процессе принятия собственных решений, стремятся примкнуть к большинству, некоторые, наоборот, хотят выделиться. При этом и те, и другие делают это исходя из неких жизненных принципов: “быть как все” или ” выделиться любой ценой”, а не принятия обоснованных решений в каждом конкретном случае. Именно на решение таких проблем направил наш проект.

В ходе реализации проекта учащимися приобретаются навыки работы с информацией, вычленение главного в полученной информации, умение анализировать и обобщать, выдвигать возможные варианты ответов и принимать аргументированные решения, установление метампредметных связей. 

Также учащиеся приобретают навыки общения, через работу в команде, совместные мероприятия, турниры, чемпионаты разных  уровней.

 От задумки – до результата

Интеллектуальные игры в ГБОУ Школа № 1293 имеют глубокие корни -учащиеся на протяжении многих лет принимают участие в подобного рода мероприятиях. Ученики школы участвовали в ряде городских проектов, направленных на популяризацию интеллектуальных игр, среди которых: ” Кубок Воробьевых гор”, Клуб интеллектуальных игр ” Знатоки”, ” Что? Где? Когда?”, ” Умный чемпионат Москвы” и др. Однако, при выездных мероприятиях, интеллектуальные игры становятся неким элитарным и закрытым клубом, подобно тому, что мы можем наблюдать по выходным по ту сторону  телевизионного экрана, но в данном случае это обусловлено не тем, что кто-то действительно более интеллектуально одарен – для интеллектуальных игр нет таких людей в принципе: каждый одарен в чем-то своем  и нужен лишь тот или иной вопрос, та или иная область, сфера, которые позволят ему раскрыться. в случае с выездными мероприятиями закрытость выражается в несколько ином – школа элементарно не может вывезти всех учащихся на стороннюю площадку. Это не способствует популяризации интеллектуальных игр именно в массовых масштабах, но и не дает всем учащимся полноценно раскрыть их потенциал. В связи с этим, появилась идея попробовать организовать интеллектуальные игры на своей площадке.

С  2015 года в нашей школе открылся свой интеллектуальный клуб ” Хрустальная сова”. Основной идеей было вовлечь как можно больше участников. Мотивировать учеников 5-11 классов к интеллектуальной деятельности, расширению кругозора, повышения интереса к науке. Формат игры был разработан таким образом, что в игре могут участвовать ученики разных возрастов и взрослые. При разработке формата игры активно участвовали ребята из Совета старшеклассников, сами подбирали вопросы и проводили игры. При подборке вопросов учитываются возрастные особенности участников для того, чтобы создать комфортную среду и ощущение праздника: ребята активно прорабатывали формат и позаимствовали ряд черт телевизионного интеллектуального клуба, например – чередовать вопросы с музыкальными паузами. Одним из этих учеников, пионером  интеллектуальных игр нашей школы, активным участником выше обозначенных городских проектов, является Юрий Тихонов. Теперь он является педагогом дополнительного образования и бессменным ведущим этих игр. Таким образом, формат этого проекта сразу решает широкий комплекс воспитательных и образовательных задач: приобретение  новых знаний и их дальнейшее применение, умение работать в команде, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства сопричастности и соучастия в коллективной работе, создание атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности. Одной из главных задач была не просто организация мероприятия, а создание настоящего интеллектуального праздника, на котором каждый может проявить себя и приобрести новые знания, навыки и умения. 

В процессе подготовки ученики вырабатывают свою стратегию игры и распределяют роли в команде.

Наш интеллектуальный клуб существует уже 5 лет. В первые годы игры организовывались  только на базе нашего учебного корпуса. Игры проводятся для двух возрастных категорий для учеников 5-6 классов и для учеников 7-11 классов. На следующий год мы стали приглашать учеников из других учебных корпусов, а затем и из других школ. А два года назад участниками нашего интеллектуального клуба стали несколько команд участников проекта ” Московское долголетия”.  Интеллектуальные игры проводятся на протяжении всего учебного года. Всего проводится 4 игры в формате ” Что? Где? Когда?” для каждой из возрастных категорий. Все команды участвуют во всех 4 играх. Игры стыкуются с расписанием каникул в целях максимизации участия учащихся, организации интеллектуального досуга в каникулярный период и непрерывности учебного процесса. У каждой команды есть шанс дойти до финала и выиграть.  Каждая игра состоит из 13 вопросов, ориентированных на общий кругозор – заранее подготовиться к игре сложно, поскольку она не является тематической. Все команды играют одновременно. Одна команда играет за столом с волчком, с помощью которого выбирается очередность розыгрыша вопросов. На решение каждого вопроса дается одна минута.  После ответа на вопрос команда уходит в зал, а на ее место приходит следующая. Все вопросы зачитывает ведущий  и на экране демонстрируются изображения к вопросам, если это необходимо. Ответы на вопросы даются на индивидуальных бланках для каждой команды, которые собираются помощниками ведущего, а жюри подсчитывают баллы, набранные командами. В состав жюри входят педагоги, специализирующиеся в разных областях знаний для оперативного решения спорных и апелляционных ситуаций на месте. В пакете вопросов на каждую игру есть вопросы разных уровней сложности, а также есть специальные вопросы, играющиеся по особым правилам: “Блиц”, вопрос с черным ящиком, “Суперблиц”, сектор “Зеро”. ” Блиц” – это три вопроса по 20 секунд, отвечает вся команда одержать победу в турнире “Блиц” можно ответив верно на все три вопроса. Вопросы “Блица” связаны между собой общим тематическим содержанием. ” Суперблиц” – это три вопроса по 20 секунд отвечает один игрок одержать победу в турнире ” Суперблиц” можно  ответив верно на все три вопроса. На усмотрение жюри по игровой обстановке можно засчитать за ответ на два вопроса 0,5 балла. Сектор “Зеро” – это авторский вопрос от ведущего. Черный ящик – вопрос с дополнительной подсказкой в виде черного ящика ответ на, который находится в нем. По окончанию каждой игры команды получившие большее количество баллов получают грамоты и памятные призы.

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Увеличилось количество участников разнообразных интеллектуальных игр и соревнований. 

2. Многие учащиеся повысили свою самооценку и расширили свой кругозор. 

3. Увеличилось количество учеников призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. 

4. Среди учащихся начальной школы также возрос интерес к интеллектуальным играм. 

Файлы

Пакет вопросов ЧГК 1 тур (23.10.19).docx

Ссылки

https://db.chgk.info/


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос