Интеллектуальный клуб «Хрустальная сова». ГБОУ Школа № 1293
Оригинальная идея проекта
Интеллектуальные игры популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности, установка к расширению общения и выход его за рамки ученических дел, стремление к волевым напряжениям и к проверки себя, интеллектуальное соперничество — все эти характеристики выводят интеллектуальные игры в зону привлекательности.
Следовательно, интеллектуальные игры — это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны других, заявление и подтверждение своей социальной значимости.
В современном обществе остро стоит проблема осознанного принятия решения. Многие в процессе принятия собственных решений, стремятся примкнуть к большинству, некоторые, наоборот, хотят выделиться. При этом и те, и другие делают это исходя из неких жизненных принципов: «быть как все» или » выделиться любой ценой», а не принятия обоснованных решений в каждом конкретном случае. Именно на решение таких проблем направил наш проект.
В ходе реализации проекта учащимися приобретаются навыки работы с информацией, вычленение главного в полученной информации, умение анализировать и обобщать, выдвигать возможные варианты ответов и принимать аргументированные решения, установление метампредметных связей.
Также учащиеся приобретают навыки общения, через работу в команде, совместные мероприятия, турниры, чемпионаты разных уровней.
От задумки – до результата
Интеллектуальные игры в ГБОУ Школа № 1293 имеют глубокие корни -учащиеся на протяжении многих лет принимают участие в подобного рода мероприятиях. Ученики школы участвовали в ряде городских проектов, направленных на популяризацию интеллектуальных игр, среди которых: » Кубок Воробьевых гор», Клуб интеллектуальных игр » Знатоки», » Что? Где? Когда?», » Умный чемпионат Москвы» и др. Однако, при выездных мероприятиях, интеллектуальные игры становятся неким элитарным и закрытым клубом, подобно тому, что мы можем наблюдать по выходным по ту сторону телевизионного экрана, но в данном случае это обусловлено не тем, что кто-то действительно более интеллектуально одарен — для интеллектуальных игр нет таких людей в принципе: каждый одарен в чем-то своем и нужен лишь тот или иной вопрос, та или иная область, сфера, которые позволят ему раскрыться. в случае с выездными мероприятиями закрытость выражается в несколько ином — школа элементарно не может вывезти всех учащихся на стороннюю площадку. Это не способствует популяризации интеллектуальных игр именно в массовых масштабах, но и не дает всем учащимся полноценно раскрыть их потенциал. В связи с этим, появилась идея попробовать организовать интеллектуальные игры на своей площадке.
С 2015 года в нашей школе открылся свой интеллектуальный клуб » Хрустальная сова». Основной идеей было вовлечь как можно больше участников. Мотивировать учеников 5-11 классов к интеллектуальной деятельности, расширению кругозора, повышения интереса к науке. Формат игры был разработан таким образом, что в игре могут участвовать ученики разных возрастов и взрослые. При разработке формата игры активно участвовали ребята из Совета старшеклассников, сами подбирали вопросы и проводили игры. При подборке вопросов учитываются возрастные особенности участников для того, чтобы создать комфортную среду и ощущение праздника: ребята активно прорабатывали формат и позаимствовали ряд черт телевизионного интеллектуального клуба, например — чередовать вопросы с музыкальными паузами. Одним из этих учеников, пионером интеллектуальных игр нашей школы, активным участником выше обозначенных городских проектов, является Юрий Тихонов. Теперь он является педагогом дополнительного образования и бессменным ведущим этих игр. Таким образом, формат этого проекта сразу решает широкий комплекс воспитательных и образовательных задач: приобретение новых знаний и их дальнейшее применение, умение работать в команде, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства сопричастности и соучастия в коллективной работе, создание атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности. Одной из главных задач была не просто организация мероприятия, а создание настоящего интеллектуального праздника, на котором каждый может проявить себя и приобрести новые знания, навыки и умения.
В процессе подготовки ученики вырабатывают свою стратегию игры и распределяют роли в команде.
Наш интеллектуальный клуб существует уже 5 лет. В первые годы игры организовывались только на базе нашего учебного корпуса. Игры проводятся для двух возрастных категорий для учеников 5-6 классов и для учеников 7-11 классов. На следующий год мы стали приглашать учеников из других учебных корпусов, а затем и из других школ. А два года назад участниками нашего интеллектуального клуба стали несколько команд участников проекта » Московское долголетия». Интеллектуальные игры проводятся на протяжении всего учебного года. Всего проводится 4 игры в формате » Что? Где? Когда?» для каждой из возрастных категорий. Все команды участвуют во всех 4 играх. Игры стыкуются с расписанием каникул в целях максимизации участия учащихся, организации интеллектуального досуга в каникулярный период и непрерывности учебного процесса. У каждой команды есть шанс дойти до финала и выиграть. Каждая игра состоит из 13 вопросов, ориентированных на общий кругозор — заранее подготовиться к игре сложно, поскольку она не является тематической. Все команды играют одновременно. Одна команда играет за столом с волчком, с помощью которого выбирается очередность розыгрыша вопросов. На решение каждого вопроса дается одна минута. После ответа на вопрос команда уходит в зал, а на ее место приходит следующая. Все вопросы зачитывает ведущий и на экране демонстрируются изображения к вопросам, если это необходимо. Ответы на вопросы даются на индивидуальных бланках для каждой команды, которые собираются помощниками ведущего, а жюри подсчитывают баллы, набранные командами. В состав жюри входят педагоги, специализирующиеся в разных областях знаний для оперативного решения спорных и апелляционных ситуаций на месте. В пакете вопросов на каждую игру есть вопросы разных уровней сложности, а также есть специальные вопросы, играющиеся по особым правилам: «Блиц», вопрос с черным ящиком, «Суперблиц», сектор «Зеро». » Блиц» — это три вопроса по 20 секунд, отвечает вся команда одержать победу в турнире «Блиц» можно ответив верно на все три вопроса. Вопросы «Блица» связаны между собой общим тематическим содержанием. » Суперблиц» — это три вопроса по 20 секунд отвечает один игрок одержать победу в турнире » Суперблиц» можно ответив верно на все три вопроса. На усмотрение жюри по игровой обстановке можно засчитать за ответ на два вопроса 0,5 балла. Сектор «Зеро» — это авторский вопрос от ведущего. Черный ящик — вопрос с дополнительной подсказкой в виде черного ящика ответ на, который находится в нем. По окончанию каждой игры команды получившие большее количество баллов получают грамоты и памятные призы.
Полезные эффекты от реализации проекта
1. Увеличилось количество участников разнообразных интеллектуальных игр и соревнований.
2. Многие учащиеся повысили свою самооценку и расширили свой кругозор.
3. Увеличилось количество учеников призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников.
4. Среди учащихся начальной школы также возрос интерес к интеллектуальным играм.
Файлы
Пакет вопросов ЧГК 1 тур (23.10.19).docx
Ссылки
Поделиться в соц. сетях