Интернет-безопасность: качественный подход в управлении классом
Оригинальная идея проекта
Сегодня мы не представляем свою жизнь без компьютера и интернета. На данном этапе формирования общества сеть Интернет занимает первое место среди средств получения информации и ее обмена. Среди обучающихся интернет-ресурсы также пользуются большой популярностью.
Ежедневно в условиях постиндустриального общества человек встречает огромное количество информации, зачастую даже неизвестной.
Казалось бы, какая может таится опасность, на первый взгляд, в безопасных роликах, картинках, аудиофайлах…
Безобидное изображение «луковицы» по одному клику мышки отправляет пользователя в Тор-браузер, через который, пройдя несколько стадий авторизации, можно попасть на темную сторону интернета (Darknet). Темная сторона интернета таит в себе запрещенную информацию от торговли алкоголем, до торговли людьми.
Использование социальных сетей — безопасное развлечение, но при небезопасном использовании ребенок может столкнуться с нежелательным контентом.
Как показали результаты опроса, проведенного среди обучающихся 9-10 классов нашей образовательной организации, более 80 % респондентов сталкивались с нежелательным контентом в интернете, таким как кибербуллинг, реклама казино, порнография и даже распространение наркотиков.
Полученная информация помогла выявить проблему — низкий уровень информационной грамотности.
От задумки – до результата
Перед образовательной организацией была поставлена цель — создать условия для развития информационной грамотности в рамках повышения уровня Интернет-безопасности у обучающихся.
Ожидаемый результат предполагал повышение уровня информационной грамотности с базового уровня (25-45%) до высокого (70-85%).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задача №1. Проинформировать обучающихся и родителей об опасностях при использовании сети Интернет.
Задача №2. Провести цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной грамотности.
В рамках реализации Задачи №1 были проведены следующие мероприятия:
— проведена диагностика для выявление уровня информационной грамотности обучающихся посредством тестирования (октябрь 2020). По результатам опроса уровень грамотности составил 23% (базовый уровень).
— проведены родительские встречи по теме «Кибербезопасность детей» (октябрь 2020). Уровень информационной грамотности родителей оказался также низок, как и уровень детей — 27 % (базовый уровень).
— проведены занятия по единой школьной теме «Опасность! Сеть Интернет!», а также онлайн-квест «Информационная грамотность» (октябрь 2020 г.) .
В рамках реализации Задачи №2 были проведены следующие мероприятия:
— подготовка методических материалов (ноябрь 2020г.).
— проведены уроки, ликвидирующие пробелы в темах, связанных с интернет-безопасностью (декабрь-январь 2020-2021 г.).
— проведение повторной диагностики (по окончанию цикла занятий), а также анализ динамики уровня информационной грамотности в рамках безопасного использования интернет-ресурсов (январь 2021г.)
Полезные эффекты от реализации проекта
Повторная диагностика среди обучающихся по выявлению уровня информационной грамотности показала: увеличение на 51 % (с 23% (базовый) до 74% (высокий)).
Достигнутый уровень интернет-грамотности позволил обучающимся:
— понизить вероятность возникновения негативных последствий в киберпространстве,
— легко определять нежелательный контент в интернет-пространстве,
— предотвращать случаи возникновения опасных ситуаций в работе с интернет-ресурсами,
— повысить уровень Интернет-культуры.
Файлы
Интернет-безопасность (1).pptx
Ссылки
https://www.facebook.com/100049690112713/posts/251979419801727/
Поделиться в соц. сетях