Архив воспитательных практик

Исследовательский дневник программы ДО «Мое будущее. Исследуем и проектируем».

Оригинальная идея проекта

Применение исследовательского принципа к выбору программ дополнительного образования. Для этого используется  классическое средство исследовательской деятельности  – дневник последовательной фиксации данных. Дневник структурирован таким образом, чтобы учащийся мог выработать собственные суждения о разных направлениях ДО, задать к ним вопросы, сформировать свои интересы. 

В развитии дополнительного образования ведущими задачами является обновление методов и содержания в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся, интересами семьи и общества; обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам. В ГБПОУ «26 КАДР» создана система дополнительного образования, представленная разными формами освоения дополнительных средств профессиональной деятельности, творческими объединениями, кружками, спортивными клубами, что, во взаимодействии с основным образованием, делает образовательную среду колледжа вариативной, открытой и нелинейной. 

Включение в среду дополнительного образования на основаниях выбора дает возможность для студентов сформировать культуру осознанного выбора и принятия решений. ДО в образовательном учреждении начинает играть роль пространства формирования личностных навыков, чувства ответственности за свое образование и личные выборы.

Исследовательский дневник предполагает активное отношение студента к ДО. Это инструмент, который помогает студенту в процессе его знакомства с возможностями отделения, позволяет обсудить свой выбор в среде сверстников, выбрать наставников. При серьезности введенных в  дневник разделов он сохраняет притягательность для студентов: в него входят интересные упражнения, синквейны, задания на оценку и самооценку, на логические рассуждения  и образное восприятие. 

От задумки – до результата

Задача, стоящая перед нашим образовательным учреждением – создать условия самостоятельного выбора образовательной деятельности и, в дальнейшем, выстраивания индивидуального образовательного маршрута на основании ответственности за сделанный выбор.  

Исходным является создание разнообразие возможностей дополнительного образования в среде образовательного учреждения. Далее стоит вопрос, как будет осуществлено ознакомление учащихся с этими образовательными возможностями. Обычного информирования для обучающихся колледжа было недостаточно, мы часто сталкивались с ситуацией формального выбора, последующих отказов от выбора. Была разработана ознакомительная программа – в ней учащихся «пробовал» себя в различных областях ДО. Инструментом сопровождением проб стал исследовательский дневник «Моё будущее. Исследуем и проектируем» (разработан сотрудниками колледжа Н.Ф.Марковой,  Н.А. Рытиковой, Л.Н. Алексеевой, С.Р.Назаровой под руководством А.О. Кожепенько).

В настоящий момент реализовано 3 цикла ознакомительной программы, в которой учащиеся использовали дневник. В течении трех лет мы наблюдали последовательное повышение статуса ДО, рост заинтересованности студентов в выбранных программах ДО. На основании данных дневников были проведены беседы с преподавателями, доработаны программы ДО.

Дневник это инструмент-проводник в исследовании возможностей отделения. Он построен по схеме исследования, чтобы у обучающихся была возможность познакомиться со схемой исследования. В нем есть четыре основных блока: 

Фиксация студентом себя в настоящем. 
Составление плана исследования (определение объекта, предмета исследования, гипотезы и планируемого метода исследования)
Фиксация промежуточных результатов исследования после каждого занятия (цикл исследовательских процедур примененных последовательно к каждой пробе в дополнительном образовании).
Анализ собранной информации, всей программы. Соотнесение полученных результатов исследования с гипотезой. 
 

Первый блок дневника посвящен «осознанию себя», поиском в себе того ресурса, которым ты можешь поделиться с другими людьми, фиксацией своих «сильных» сторон, анализу личностного восприятия среды, в которой ты оказался. Здесь студент задает больше вопросов себе и своему впечатлению от новой окружающей реальности.

Второй блок дневника является «стартом» исследования, он знакомит студента с перечнем предлагаемых программ дополнительного образования, студенту предлагается поставить свою цель исследования, выделить предмет и объект исследования. Очень показательно, когда студент четко понимает, что он может получить от определенной развивающей программы, видит свои перспективы развития в ней.

Третий блок дневника сопровождает студента на всех занятиях представленных программ дополнительного образования. Этот блок позволяет проанализировать свою реальную деятельностную пробу, в рамках занятия (обычно их от 3-5 занятий разной направленности). Задания, выполняемые учащимся делятся на две части – гипотезы и выбор возможных исследовательских процедур  до занятия и фиксации по поводу занятия в конце.  Общее впечатление от занятия предлагается выразить в форме синквейна.  Данный блок позволяет оценить программу и сделать выводы о важности данной программы для самого студента.

Четвертый блок подводит итоги исследования и позволяет сформулировать полную картину выводов о проведенных деятельностных пробах. Работая с заключительным блоком учащийся делает достаточно сложную мыслительную работу – восстанавливает пройденные задания, сравнивает их, сравнивает то, что ему дали разные занятия. На основании выводов, после представления результатов на итоговом мероприятии, студенты и школьники совершают тот или иной выбор в пользу одного или нескольких объединений. Таким образом, выбор их становится не хаотичным и случайным, а основанным на проведенном исследовании пространства дополнительного образования и своих умений и предпочтений с возможность совершения проб по всем направлениям.

Описанная технология реализуется в начале образовательного цикла в следующей  последовательности: начало сентября – запускное мероприятие, представляющее программу «Мое будущее. Исследуем и проектируем»; середина сентября- начало октября проходят занятия в рамках программы с поддержкой по заполнению дневника тьюторами и классными руководителями; середина октября – проведение итогового мероприятия, где студенты и школьники представляют выбранные ими объединения, обосновывают свой выбор. Наиболее удачная форма проведения – пресс-конференция.

Осуществляя выбор дополнительного образования учащиеся уточняют свой интерес, могут выбрать те программы, которые будут усиливать их уже состоявшийся выбор в области получения профессионального образования, могут выбирать области расширяющие этот выбор, могут остановиться на досуговой деятельности, спортивных программах. Таким образом воспитательное содержание технологии связано с проблемой ответственного выбора. Учащиеся осваивают дневник как инструмент анализа своей деятельности, учатся осмыслять и сравнивать возможности своего развития в разных областях дополнительного образования.

Полезные эффекты от реализации проекта

На основании нашего опроса, который проводится каждый год, по окончанию вводной программы, около 45% студентов точно понимают до начала знакомства с программой, чем она может их обогатить. Это поле возможностей, которые обучающийся может использовать для своего дальнейшего развития.

Приблизительно 8% студентов ежегодно, после прохождения программы не только стабильно остаются обучаться на выбранном направлении дополнительного образования на протяжении всех лет обучения в колледже, но на 3,4 курсе становятся наставниками для 1 курсов по данной программе. Такая ситуация наблюдается у нас несколько лет на программе дополнительного образования «Туристический клуб».

64% студентов выпускных групп подтверждают, что полученное ими дополнительное образование очень пригодилось им для расширения, как общих, так и профессиональных компетенций.

Ценным дневник является еще и тем, что он позволяет фиксировать движение студентов в открытом образовательном пространстве, созданным колледжем, анализировать вариативность формы и места проведения программ, совершенствовать пространство ДО образовательного учреждения.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, научить выбирать и нести ответственность за свой выбор.

Ссылки

https://www.facebook.com/college26

https://drive.google.com/file/d/1JvA_WvYyKDQmwKmTZXu2GUr7rca5TZ9I/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/1cTuONPBI_4I_Sur4AhCegEYU_Ez_BAr2/view?usp=sharing


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос