Архив воспитательных практик

Изучаем и рисуем архитектурные памятники Древней Руси

Оригинальная идея проекта

Изобразительное искусство – сильное и незаменимое средство эстетического и патриотического воспитания. Оно отражает жизнь, художник не только приобретает знания об изображаемых предметах, явлениях и событиях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Художественные работы выражают отношение автора к создаваемым им изображениям, способствуют творческому и нравственному саморазвитию человека.

Каждая из изучаемых тем несет в себе воспитательный потенциал. Так, например, рисование животных воспитывает у детей любовь к природе, помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее. Пейзажи – эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к родной природе. А рисование памятников архитектуры знакомит с историей родного края, наследием предков, способствует формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

Одним из наиболее интересных можно назвать  проект «Архитектурные памятники Древней Руси». Для изучения этой темы были выбраны три памятника архитектуры: один из древнейших храмов московской земли – Саввино-сторожевский монастырь в пригороде Звенигорода, знаковый архитектурный памятник знакомый каждому москвичу – «Покровский собор, что на Рву» – Собор Василия Блаженного на Красной площади. И Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря, который не только имеет большую историю, но и находится в одном районе с нашим Домом детского творчества. 

История совсем рядом! Именно так звучит тема для творческого самостоятельного задания. Начните изучать историю своего края просто оглядевшись по сторонам. Наверняка найдется какой-то архитектурный объект с интересной историей, прочитайте о нем и нарисуйте!

От задумки – до результата

Проект «Архитектурные памятники Древней Руси» реализуется в рамках  дополнительной общеразвивающей программы базового уровня «Города и страны». В этом проекте дети изучали основы изобразительного искусства, в основном — рисунок. На самых первых занятиях они узнали, какие бывают геометрические фигуры, как выполнить построение фигур, что такое линейный рисунок и набросок, учились рисовать объемные фигуры с помощью светотени, знакомились с правилами линейной и воздушной перспективы. Узнали, что из простых фигур состоят более сложные. А так же, что означает слово «архитектор», «архитектура», как они связаны с окружающей средой и природой. Какие функции архитектурные сооружения выполняют в жизни людей. 

В реализации этого проекта важное значение уделяется взаимосвязи изобразительного искусства с историей нашей страны. Перед выполнением задания дети знакомятся с историей памятника архитектуры, выбранного для выполнения рисунка, и с историей искусств — изучают архитектурные стили и термины, соответствующие выбранным для творчества историческим эпохам.

Для практических занятий, рисунков, были выбраны следующие объекты архитектуры: Саввино-Cторожевский монастырь – пригород Звенигорода (М.О), имеющий большое историческое значение в истории России. И два памятника архитектуры города Москвы: это «Покровский собор, что на Рву» – Собор Василия Блаженного на Красной площади (рисунок акварельными карандашами) и Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря, что на берегу реки Яуза (рисунок цветными карандашами). Прежде, чем рисовать этот памятник архитектуры, мы обратились к творчеству Андрея Рублёва, так как это место в Москве прямо связано с его жизнью и творчеством. Причем находится Спасо-Андроников монастырь в непосредственной близости от Дома детского творчества, таким образом, дети изучают историю своего района, своего города, нашей страны, занимаясь изобразительным искусством. История совсем рядом! 

После освоения теоретических знаний, необходимых для выполнения задания, и выполнения трех заданий с пошаговыми пояснениями педагогом к каждому, предлагается выполнить самостоятельную работу: выбрать самим исторический объект в своем районе, городе, и выполнить рисунок. Выполнение самостоятельных работ способствует творческому поиску. Дети больше видят, что их окружает, видят красоту сохраненных исторических мест в Москве и Московской области, они знакомятся с историей своего любимого города, это воспитывает бережное отношение к историческому прошлому нашей страны, желание беречь и сохранять память предков, и просто больше прекрасного видеть вокруг! 

Полезные эффекты от реализации проекта

В этом проекте принимали участие школьники 8-11 лет. Дети занимаются первый год, без специальной подготовки и навыков в изобразительном искусстве и реализация проекта рассчитана на успешное выполнение заданий всеми участниками, вне зависимости от начальной подготовки — что способствует творческому развитию ребенка, уверенности в своих творческих способностях и возможностях. Проект направлен не просто на изучение техники рисунка, но и что очень важно – на знакомство с историей нашей страны, своего района, что помогает достичь эффекта эмоциональной вовлеченности учащихся в художественную деятельность, получить ощущение близости, сопричастности к истории. Даты можно выучить, или посмотреть в книге, а вот ощутить историю, полюбить ее, возможно только через личный опыт.

Что немаловажно, этот проект проводился с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Оказалось, что такой вариант дистанта очень интересен и детям, и родителям, так как все задания сохраняются и их можно выполнить в удобное для учащихся время. Есть обратная связь: дети присылают в электронном формате свои рисунки, а если есть вопросы по выполнению задания — педагог всегда даст пояснения. Полезный эффект — рисунки детей, детское творчество, овладение навыками, практикой и теорией по изобразительному искусству, творческое развитие, изучение истории своей Родины и истории искусств через практические задания, мотивирующие  к изучению исторических мест рядом со своим домом.

Ссылки

Рисуем животных и птиц https://docs.google.com/presentation/d/1wV_CKXP7hUmekm3bUfqu5FlAXEcRH-jvf77TKYg2LBU/edit?usp=sharing

Рисуем пейзаж https://docs.google.com/presentation/d/1J8exV0siurl06oyz7ev96k78bC95ALVjQmjG_AHv-wk/edit?usp=sharing

Рисуем цветы, овощи и фрукты https://docs.google.com/presentation/d/1q_oY6SLRkDPykx4vrBW0XL0Pd21DhJtATqTVQjqo6AI/edit?usp=sharing

Страница на сайте ДДТ с набором уроков по теме и работами детей к ним:

https://ddt-taganka.mskobr.ru/distantsionnoe-i-elektronnoe-obuchenie/bahtinova-irina-nikolaevna-izobrazitelnoe-iskusstvo-izuchaem-i-risuem-arhitekturnyie-pamyatniki-drevney-rusi


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос