Дополнительное образование

Я бы в столяры пошел! /выбор профессии у младших школьников с нарушением интеллекта/

Оригинальная идея проекта

Выявление и формирование  интереса к выбору профессии у младших школьников с нарушением интеллекта. Для развития детей, имеющих интеллектуальные нарушения разной степени тяжести очень важно формирование трудовых навыков и овладение элементарной культурой труда.  Уроки столярного дела позволяют сформировать у учащихся  понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умение пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда. Формируется  способность сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. Уроки технологии способствуют воспитанию трудолюбия, потребности в труде. На занятиях столярным делом происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. 

От задумки – до результата

Весной 2015 года третьеклассники заинтересовались происходящим в столярной мастерской и стали задавать много вопросов. В программе трудового обучения в четвертом классе предусмотрена экскурсия в столярную мастерскую, но мы с учителем профильного труда Игорем Борисовичем Егиянцем решили пойти за интересом детей и запустили проект «Я бы столяры пошел», направленный на формирование интереса к профессиональному труду. 

23 апреля 2015 года третьеклассники впервые переступили порог столярной мастерской. Им все было интересно: инструменты, верстаки, готовые изделия и заготовки, а мальчики из седьмого класса с удовольствием рассказывали о своем увлекательном занятии – столярном деле. Детям было очень интересно и в конце учебного года и малыши, и старшеклассники изъявили желание продолжить совместную работу в мастерской. 

В начале следующего учебного года было решено возобновить нашу работу над проектом во втором полугодии 2015-2016 учебного года. 

Учащиеся начальной школы   снова оказались в столярной мастерской, но уже не в качестве зрителей-экскурсантов, а в качестве участников интересного процесса обработки дерева. Четвероклассники шкурили детали машинки, которые приготовили им старшие товарищи, а потом собирали вместе с ними игрушку. 

Нетрудно догадаться, что все мальчишки мечтали попасть в пятом классе в мастерскую Игоря Борисовича

И все попали.  То, что дети пришли в мастерскую первый раз в третьем классе, а в четвертом попробовали сделать что-то своими руками, пусть и с помощью, очень важно. Они пришли в пятом классе с большим интересом к столярному делу и желанием работать. Дети знали основные столярные инструменты, проблем с дисциплиной не было и нет, правила безопасного поведения в мастерской им известны уже с начальных классов. Бывшие четвероклассники выросли и успешно осваивают столярное дело. Игорь Борисович предложил продолжить работу по знакомству со столярной мастерской малышей, начав со второго класса.

Осенью 2017 года во второй класс пришли взрослые ребята. Они рассказывали второклассникам о столярных инструментах, о дереве и о том, что из него можно сделать. Приносили в класс много разных интересных вещей. Учили ребят правильно и безопасно пользоваться молотком и клещами. Рассказали о правилах поведения в столярной мастерской, в которую пригласили малышей  в третьем классе.

Следует отметить пользу этого проекта не только для малышей, для которых все задумывалось. Взрослые ребята стали гораздо ответственнее относиться к урокам труда, к изучению материала, старательно готовились к встречам с второклассниками, стараясь им все подробно показать и рассказать. И, как следствие работы в этом проекте, девятиклассники успешно и легко сдали экзамены по труду. 

С самого начала 2018-2019 учебного года ребята начали готовиться к визиту в столярную мастерскую. Повторяли названия столярных инструментов.  

Большим подспорьем в работе над проектом оказались ресурсы Московской Электронной Школы. Очень понравилась малышам ходить в гости к старшеклассникам и работать с электронной доской, с которой они непременно встретятся и близко познакомятся в старших классах. 

После серьезной подготовки третьеклассники переступили порог столярной мастерской. Там они увидели известные им инструменты в деле: молоток, киянку, рубанок. Познакомились с деревообрабатывающими станками. И, самое главное, под руководством семиклассников попробовали себя в столярном деле: делали разметку, готовили шаблоны, шлифовали  различные детали из дерева.  

Малышам очень понравилось в столярной мастерской, было много эмоций, впечатлений. А самое главное дети узнали, что всегда приятно делать что-то своими руками и увидеть результаты своего труда. 

Весной 2019 года в рамках проекта «Я бы в столяры пошел» учащиеся младших и старших классов изготовили скворечники и повесили их на деревьях в школьном дворе.

Зиму 2019 года встречали с кормушками, изготовленными тоже в рамках проекта.

Ученик 9 «Ж» класса Александр Хуртин, впервые переступивший порог столярной мастерской еще малышом, в ноябре 2020 года стал участником отборочного тура VI московского чемпионата « Абилимпикс 2020» в  по компетенции «Резьба по дереву».

Глядя на заинтересованные лица детей,  на то как они работают в мастерской, слыша то что они говорят на переменах, мечтая стать столярами,   можно сказать, что наш проект удался. Он идет уже на протяжении пяти лет и прекращать работу над ним мы не планируем. Ведь каждый год приходят новые дети, любопытные, интересующиеся, открытые всему новому. Дети, которые хотят поскорее вырасти и познакомиться с миром профессий. И кто-то из них обязательно пойдет   в столяры!!! 

Полезные эффекты от реализации проекта

Учащиеся начальных классов с особыми образовательными потребностями (нарушением интеллекта)  начинают самостоятельно, без побуждения проявлять интерес к профессиональному труду, к различным профилям трудового обучения, двигаются к способности делать самостоятельный осознанный выбор. 

Дети  получают представления о профилях трудового обучения (столярное дело).

У младших школьников  формируется эмоционально — положительное отношение к труду и профессиональному миру 

Курирующие малышей в мастерских старшеклассники становятся более ответственными и успешными в освоении профессиональных навыков.

Преемственность в обучении между начальной, средней и старшей школой позволяет формировать способность к самостоятельному выбору профессии и осознанное  отношение к профессиональному труду. 

Файлы

Давыдково. Воспитательный проект.Я бы в столяры пошел.pptx

Ссылки

https://www.facebook.com/photo/?fbid=2576867449008637&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo/?fbid=2576867492341966&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo?fbid=2576867539008628&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo?fbid=2576867635675285&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo?fbid=2576867679008614&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo?fbid=2576867915675257&set=pcb.2576868025675246

https://www.facebook.com/photo/?fbid=2576867999008582&set=pcb.2576868025675246

https://drive.google.com/u/0/uc?id=1EfO6y4KLdC1AUJGhifyH0vWgSJBXvMX5&export=download


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос