Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Оригинальная идея проекта
Еще в середине двадцатого века в программы для детских дошкольных учреждений стали вводится основы экологических знаний. Тогда основной упор делался на то, чтобы привить детям элементарные основы экологической грамотности. Однако, с течением лет, современная дошкольная педагогика подошла к пониманию того, что необходимо формировать экологическую культуру с раннего детства. Давно известно, что маленькие дети ощущают себя частью природы, потребительское отношение к ее богатству в них еще не развито. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В современной дошкольной педагогике множество форм и методов работы по экологическому воспитанию, но наш педагогический опыт привел нас к пониманию простой истины: успех реализации той или иной образовательной программы зависит еще и от того, насколько вовлечены в него не только педагоги и дети, а еще и родители. В рамках проектной деятельности по экологическому воспитанию мы очень большую роль отводим родителям. Родители наши единомышленники и помощники во всем, а детям всегда интереснее получать знания не только с друзьями, но и тогда, когда рядом мама и папа.
От задумки – до результата
Первые задумки провести детско-родительский проект по экологическому воспитанию появились в 2017 году, который был объявлен «Годом экологии в России». Конечно, педагоги нашего образовательного комплекса и ранее уделяли огромное внимание этому аспекту воспитания. Ребята участвовали во всевозможных акциях, конкурсах, исследовательских проектах и т.д. Но, очень важно не только прививать экологические знания детям, но и не менее важно повышать экологическую культуру родителей. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг родителей и педагогов.
В течение последних лет в нашем дошкольном отделении было реализовано несколько проектов экологической направленности: «Во саду ли, в огороде», «Огород на подоконнике», «Животный мир подмосковных лесов», «Зимующие птицы» и т.д.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами с удовольствием посадили бы чудо-растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и мы создали свой огород и свой сад, которые призваны развивать у детей экологические ценности природы.
В нашем саду и огороде дети сами могут посадить и вырастить растения, а также ухаживать за ними во время их роста. Ребенок может с гордостью сказать: «Это посадили мы!», «Это мы вырастили!».
Дошкольники старшей группы вместе с родителями изучали фауну подмосковных лесов. Ребята получали знания о том, какие животные живут в Подмосковье, чем питаются, как устраивают свои жилища, готовятся к зиме, а также узнали о редких животных, занесенных в Красную Книгу. Вместе с родителями мы посещали музеи, ходили в поход, устраивали экологические акции, смотрели фильмы о животных, делали поделки, и даже создали макет экосистемы Подмосковья!
Ребята из подготовительной к школе группы приняли участие в Московском чемпионате рабочих профессий «KidSkills» в номинации «Сити-фермерство». Они поделились опытом выращивания растений на мини-огороде.
Проектная деятельность «Зимующие птицы» уникальна своей доступностью для понимания детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В ходе этого проекта ребята учатся различать птиц, помогают пережить им холодную зиму в условиях мегаполиса, а главное, что у детей формируется чувство сопереживания и ответственности за представителей живой природы.
Подобные детско-родительские проекты в системе экологического воспитания детей будут еще долгое время актуальны не только в дошкольном образовании, но и вплоть до старшего школьного возраста.
Полезные эффекты от реализации проекта
1. В ходе реализации наших проектов у дошкольников формируются знания о растительном и животном мире, появляется интерес к объектам живой и неживой природы.
2.Расширяются представления о взаимосвязях в природе, усваиваются нормы безопасного экологического поведения.
3.Повышается уровень экологической культуры родителей; родители вовлечены в образовательный процесс.
4.Формируется умение экспериментировать, наблюдать, делать выводы.
5.Развивается эстетическое отношение к миру природы, возникает желание выражать полученные впечатления в процессе творческой деятельности.
Ссылки
https://1376.mskobr.ru/edu-news/2605
https://1376.mskobr.ru/edu-news/3466
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/18/polevye-tsvety-rossii
Поделиться в соц. сетях