Архив воспитательных практик

Экспедиции школьной группы «Поиск»

Оригинальная идея проекта

     Главная идея нашего проекта: сочетание поисковой работы и походной – при проведении многодневных экспедиций реализуется комплекс различных направлений в работе с детьми: военно-патриотического, поискового, краеведческого, экологического, туристического, а также психологического – формирование детского коллектива. И всё это с  песнями под гитару, с задушевными разговорами у костра. Такая романтика походов очень привлекает детей. 

     За 50 лет существования группой «Поиск” проведено около 30  экспедиций к местам гибели и захоронения выпускников школы, погибших во время Великой Отечественной войны.  Поисковики прошли по дорогам  Московской, Смоленской, Новгородской, Тверской, Калужской, Липецкой, Ленинградской, Брянской областей, а также в нескольких областях Белоруссии; встретились с сотнями очевидцев военных событий, привели в порядок десятки воинских захоронений.

От задумки – до результата

  1 этап – определение с инициативной группой  места, маршрута и сроков экспедиции.

 2 этап – сбор группы, постановка цели, распределение поручений, выяснение наличия у участников необходимого снаряжения (палатки, спальники, «пенки», «сидушки», рюкзаки, костровое оборудование и т.д.). Информирование родителей об экспедиции.

3 этап  – решение вопроса  о финансировании экспедиции, в частности, принимаем ли мы участие в одной из городских программ или экспедицию финансируют спонсоры. 

4 этап – встреча с родственниками погибших выпускников.

5 этап – составление маршрута и меню экспедиции в соответствии с нормативами, численностью группы и программой экспедиции. Расчёт сметы. 

6 этап – ведение переговоров с местными властями и организациями, транспортными компаниями (при необходимости), экскурсионными бюро (при необходимости) и отправление уведомлений в соответствующие инстанции.

7 этап – оформление всей необходимой документации (приказ, маршрутный лист, страховка), покупка билетов. 

8 этап – проверка снаряжения (палатки, спальники, рюкзаки…), наличия необходимых лекарств в аптечке, ремнабора (ножницы, иголки, нитки, шило, проволока, скотч, пассатижи, гвозди…), спортивных игр, средств для мытья посуды (жидкость, перчатки, губки), снаряжение, необходимое для очага (спички, пилы, топоры, рукавицы, половники, консервные ножи, клеёнки, подносы, вёдра с крышками).

9 этап – покупка продуктов, лекарств, спортивного инвентаря.

10 этап – собрание родителей и учащихся – членов экспедиции. Напоминание о технике безопасности.

11 этап – проведение экспедиции

– поисковая часть экспедиции – в ходе экспедиции осуществляется сбор  информации о событиях периода Великой Отечественной войны, связанных с данной территорией и, в первую очередь, военной  биографией наших выпускников и учителей; проходят встречи с местными жителями – очевидцами событий или их родственниками – записываются их воспоминания, собираются артефакты, фотографии, ведётся видеозапись встреч; проходят встречи с интересными людьми (писателями, краеведами, историками),   которые могут поделиться своей информацией,  в первую очередь, касающейся событий, напрямую связанных с нашими выпускниками проведение акции «Патронат» – участники экспедиции приводят военные захоронения, мемориалы, памятники в порядок. Проходит знакомство с краем (собирается краеведческий материал, посещаются местные музеи). В завершении экспедиции проводится Вечер памяти (ребята вспоминают погибших выпускников, читают стихи, делятся впечатлениями об экспедиции);  

-для ребят привлекательна также «походная романтика» – днёвки со всей атрибутикой походной жизни: приготовление еды на костре, купание в речке, туристические игры и песни у костра – и всё это  сплачивают коллектив;

– пеший туризм – группа в полном составе выезжает на место проведения экспедиции под руководством учителей. По ходу маршрута ночлег в палатках, приготовление еды на костре. В решении всех вопросов (бытовых и организационных) принимают участие дети (в первую очередь, командир группы). 

12 этап – возвращение в Москву, в школу, сдача снаряжения, приведение его в порядок и сдача ответственным. Передача в школьный музей «Поиск» собранных в ходе экспедиции материалов – фотографии, видеозаписи, артефакты войны, дневник экспедиции, отзывы участников.

13 этап – подведение с группой итогов экспедиции, чаепитие.

14 этап – сдача финансового отчёта экспедиции.

15 этап – обработка материалов для архива музея «Поиск», заказ фотографий, оформление страниц «Нашей газеты» об экспедиции.

16 этап – знакомство учащихся школы с материалами экспедиции.

Полезные эффекты от реализации проекта

Полезные эффекты от реализации проекта для участников образовательных отношений :

1. пополнение архива музея «Поиск» предметами, фотографиями, записями встреч с ветеранами; 

2. передача материалов родственникам погибших;

3. использование материалов экспедиций для проведения экскурсий, для проектов учащихся, для школьного альманаха «Война глазами очевидцев»;

4. огромное воспитательное значение:

      – приобщение к героической истории предков;

      – формирование организационных, туристических навыков;

      – приобщение к нормам туристического коллектива, взаимовыручки и взаимной поддержки к ответственности за порученное дело. 

5. участие в районных, окружных, городских и всероссийских конкурсах (ребята стали призёрами и победителями).

Ссылки

https://sch293.mskobr.ru/nashi-muzei-i-nasha-gazeta/voenno-patrioticheskiy-muzey-poisk

https://sch293.mskobr.ru/nashi_muzei

http://sch293.mskobr.ru/novosti/12-16_iyunya_2017_goda_-_e_kspediciya_gruppy_poisk_vyaz_ma-2017_smolenskaya_oblast/

https://sch293.mskobr.ru/novosti/mnogodnevnaya_e_kspediciya_gruppy_poisk_po_bryanskoj_oblasti/


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос