Кирилл Моисеевич Чубченков
Об этом человеке не написано книг, не снято фильмов, нет информации в учебниках истории, в честь него не названы улицы, его имя не носит ни одна школа. Как случилось так, что мы ничего не знаем о Чубченкове Кирилле Моисеевиче, полковника Красной Армии, чей путь офицера – пример стойкости и героизма.
Чубченков Кирилл Моисеевич прошел путь от командира летного звена штурмовой эскадрильи до командира штурмовой авиационной дивизии. Кавалер ордена «Красная звезда» и ордена «Красное знамя». Но, изучая архивные документы, можно с уверенностью говорить, что этот человек не раз должен был получить звание Героя Советского Союза.
Историю сражений в небе Великой Отечественной войны еще только предстоит написать, шаг за шагом объективно исследуя боевую летопись советских ВВС, в том числе и для того чтобы все герои получили достойную оценку совершенных подвигов.
В самом начале войны, в июне 1941 года, приходилось штурмовать хорошо защищенные зенитной артиллерией и истребителями наступающие немецкие колонны на деревянно-полотняных самолетах И–153 «Чайка». Это было равносильно самоубийству. Но других самолетов не было — летали на них. Обстановка на фронте ухудшалась с каждым часом. Необходимы были другие самолеты. Заместителя командира полка майора Чубченкова ждала невыполнимая задача – освоить бронированный штурмовик Ил–2 за 10 дней! Даже по меркам военного времени срок для освоения совершенно незнакомого летчикам самолета просто нереальный. В это трудно поверить, но он справился! Справился досрочно! Всего за шесть дней он поставил на крыло 32 летчика! Командир 61–го ШАП подполковник Мамушкин, представляя его к награде, докладывал: «Майор Чубченков затратил много сил и энергии на быстрейший ввод летного состава в строй, в результате чего программа переучивания на Ил–2 была закончена раньше срока, и полк был досрочно отправлен на фронт».
Уже через день после окончания обучения, 21 и 22 августа, штурмовики 61–го и 215–го полков выполнили 82 боевых вылета и прицельными ударами не только остановили механизированную колонну 2–й танковой группы немцев, но и нанесли ей огромные потери. В этом успехе немалая заслуга и майора Чубченкова , который во главе групп штурмовиков громил рвущегося к Москве врага.
Невероятной храбрости это были люди — летчики-штурмовики. Немцы считали, что на Ил–2 летают специально подготовленные смертники. Огромным уважением и любовью они пользовались в наших войсках. Один пожилой летчик–инструктор говорил: «Встретишь боевого летчика-штурмовика — в пояс ему поклонись, а если воевавшего в сорок первом — стань на колени и поклонись».
23 октября 1941 года майор Чубченков повел последнюю шестерку «крылатых танков» на штурмовку врага на подступах к Москве, под Волоколамском. При подходе к цели прямым попаданием зенитного снаряда в его самолете было выбито 64–миллиметровое лобовое бронестекло из прочнейшего сталинита. Осколками разворотило кабину, летчика оглушило. Несмотря на это, Чубченков атаку не прекратил. Бомбами, реактивными снарядами, огнем пушек и пулеметов ведомые им штурмовики уничтожили и повредили 10 танков.
После выполнения задания израненный самолет Кирилл Чубченков не покинул и все же привел всю шестерку на свой аэродром и благополучно приземлился. В представлении Чубченкова к ордену Красного Знамени говорится: «Прекрасный боевой летчик, в совершенстве владеет самолетом. Своей боевой работой показывает летному составу полка образцы смелости и бесстрашия. Имеет большой боевой опыт, летный состав с большой охотой ходит с тов. Чубченковым на боевые задания». А ведь были такие командиры, которые не только сами в бой не рвались, но и с кем летчики, даже под угрозой трибунала, боялись и отказывались летать. Несмотря на поддержку и ходатайство командира дивизии полковника Толстикова, решением вышестоящего командования Чубченкова наградили лишь орденом Красной Звезды. Скупились на награды в 41–м, очень скупились.
Будучи человеком невероятно скромным, он не только не выпячивал, а даже стеснялся своих заслуг, прилагая все силы и полномочия для того, чтобы больше награждали его подчиненных.
В боях за Ржев 235–й ШАП подполковника Чубченкова был лучшим среди четырех полков 264–й штурмовой дивизии не только по количеству боевых вылетов — 271, но и по числу полетов с максимальной бомбовой нагрузкой — 58. Летчики полка Чубченкова сбросили на головы фашистов 93 тонны бомб, 3264 шарообразные однолитровые ампулы АЖ–2 с зажигательной смесью, 97 бумажных 30–литровых огневых мешков с бензином, выпустили 1566 реактивных снарядов, расстреляли 32 тысячи снарядов из пушек и 150 тысяч патронов из пулеметов. Сбили один самолет, уничтожили 30 танков, 133 автомашины и около 1700 гитлеровцев. За мужество и умелое командование полком в боях за Ржев подполковник Чубченков был удостоен ордена Красного Знамени.
В сентябре 1942 года решением командования 3–й воздушной армии Калининского фронта из состава 264–й штурмовой авиадивизии для выполнения особых, наиболее ответственных задач был выведен и стал отдельным 6–й гвардейский штурмовой авиаполк. Он должен был стать полком снайперов, мастеров штурмовых ударов, летающих с максимальной боевой нагрузкой. Возглавить полк специального назначения доверили подполковнику Чубченкову. И не ошиблись.
Его летчики вскоре стали настоящими асами точечных, ювелирных ударов по штабам, артиллерийским батареям, складам, железнодорожным эшелонам. Чубченков летал и сам, мастерски водил на цели группы штурмовиков и учил, без устали учил своих подчиненных. Вскоре они первыми в 3–й воздушной армии начали совершать рейды по тылам противника — летать на свободную охоту. Статьи об их боевых делах не сходили с первых полос фронтовых газет.
Не остались успехи гвардии подполковника Чубченкова и без внимания вышестоящего командования. 3 марта 1943 года наши войска наконец-то взяли Ржев. Через пять дней после этого долгожданного события, минуя должность заместителя командира дивизии, гвардии подполковника Чубченкова назначили командиром 308–й штурмовой авиадивизии. А еще через три месяца перспективному авиационному командиру присвоили звание полковника и отправили на учебу в Военно-воздушную академию.
На фронт Кирилл Моисеевич вернулся 16 февраля 1944 года. 206–я штурмовая авиадивизия, которую он возглавил, начала подготовку к боям по освобождению Крыма. Необходимо было оборудовать аэродромы вблизи проведения военных действий. Вместе с инженером отдела аэродромного строительства капитаном Сергеем Калугиным и старшим штурманом дивизии майором Георгием Абрамовым Чубченков вылетел на осмотр места для нового аэродрома.
Вернуться Чубченкову, было не суждено. Группа немцев, притаившаяся в ближайшей лесополосе, напала на советских офицеров. Чубченков был пленён, а о судьбе капитана Калугина до сих пор ничего не известно.
По данным нашей разведки Чубченкова доставили в Севастополь и по морю эвакуировали с отступающими войсками в Румынию.
А дальше… А дальше лагеря Морицфельде, Литцманштадт и печально известный у летчиков специальный лагерь Маутхаузен, блок смерти № 20. Об ужасах которого говорит надпись, выцарапанная на стене: «Если Бог есть, то он должен попросить у меня прощение». Даже в таких нечеловеческих условиях он смог стать одним из организаторов восстания. Воспользоваться разработанным планом Чубченкову не удалось, вместе с другими организаторами они были сожжены в крематории накануне восстания. Но это стало толчком для других узников, которые сумели довести дело до конца и выбраться из этого ада.
Вся жизнь Кирилла Моисеевича Чубченкова — это пример стремления к новым вершинам, несломленной воли, твердости духа, героизма. Благодаря таким офицерам и солдатам мы победили в страшной войне. Нам стоит пересмотреть отношение к тем, кто был в плену, кто ценой собственной жизни не раз доказывал, что ОНИ истинные сыны своего Отечества. И, может быть, награды найдут своих героев, пусть даже посмертно.
Поделиться в соц. сетях