Архив воспитательных практик

«Клубный час» как средство социально-коммуникативного развития дошкольника

Оригинальная идея проекта

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». В. Ф. Одоевский

Такой увлекательной «случайностью» для воспитанников дошкольных групп Школы №1514 стал «Клубный час» — педагогическая технология, апробированная педагогическим коллективом в течение пяти лет. 

Ключевые моменты клубного часа – это свобода, выбор, саморегуляция поведения, возможность полноценного проживания события здесь и сейчас. Для воспитанников клубный час – это увлекательная игра, где ребенок сам решает куда пойдет, чем будет заниматься и с кем. Для педагогов – возможность создать условия для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующем виде деятельности – игре.

Универсальность «Клубного часа» в том, что через технологию можно реализовать любое содержание от события дня (День матери, День родного языка, «Выходи играть во двор!») до системы работы в ситуации месяца («Я житель земного шара», «Я — москвич», «Девочки и мальчики»), в разных видах деятельности – познавательную, проектную, творческую, двигательную, продуктивную и деятельность по интересам. Демократичный подход к возрасту участников – от дошкольников (с 4-х лет) и младших школьников (начальная ступень образования) до взрослых (родители, гости).  

Что необходимо для успешного проведения клубного часа? Это интерес детей, желание и умение педагогического коллектива следовать правилам работы по созданной технологии. 

От задумки – до результата

В педагогической практике мы стали отмечать коммуникативный дефицит – доминирование детей, соблюдение только собственных интересов, неумение учитывать содержательную линию поведения собеседника, игрового партнера. У детей это проявлялось в желании «подавить» программу поведения другого, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом. 

Как заложить основы социально активной, успешной личности у малышей? В реализации поставленной цели помогла эффективная педагогическая технология «Клубный час».

Подготовка и проведение клубного часа. 

Обязательная часть клубного часа – круг рефлексии. В «кругу» перед клубным часом дети вспоминают правила поведения (у каждого ребенка 3 медальона с символом группы, при нарушении правила медальон забирает взрослый, ставший свидетелем нарушения; если 3 нарушения, штраф – пропуск следующего клубного часа), знакомятся с темой, обсуждают, куда можно пойти; дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию/участку детского сада/школы, но заходят только туда, где весит приглашение (зеленый круг), и по сигналу (звонок колокольчика) возвращаются в свою группу; по завершении обсуждают свои состояния – что было интересно, что узнал, что удивило, обрадовало, смутило, что получилось хорошо, над чем нужно поработать, удалось ли соблюдать правила, если нет – почему?

Темой клубного часа может стать событие дня. Например, клубный час на масленичной неделе «Лакомка». 

Цель — сформировать уважительное отношение к традициям своей страны.

Задачи: обобщение знаний детей о масленице, стимулирование интереса к народным играм, юмору; воспитание уважительного отношения к народным традициям, к результатам труда.

Участники клубного часа: дошкольники 4-7 лет, обучающиеся 5 класса, воспитатели, гости – педагоги г. Москвы.

1.Круг рефлексии. 

Уточняется, какие помещения открыты для посещения, предлагается схема маршрута с условными изображениями. Дети идут на гулянье с жетонами, заработанными на предыдущих клубных часах, гости также получают жетоны. Обсуждается, где и на что можно их потратить (блины, поделки).

2.Проведение клубного часа. 

Открывает клубный час скоморох – зазывает детей, гостей на гулянье, ярмарку.

Для посещения открыты:

· Музей русской народной культуры «Горенка». Предлагаемая деятельность: развлечение с Петрушкой – смешные сценки, небылицы, загадки; народные игры – «Золотые ворота», «Петушок», «Колечко, колечко…».

· Спортивный зал: перетягивание каната, взятие крепости, метание снежков, подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Змейка».

·  Групповые помещения: выпекание блинов; изготовление поделок; игры в «Бочонки», «Веселый колобок»; народные игры: «Я золото хороню…», «Сокровищница», обмен жетонов на угощения  и поделки;

· Музыкальный зал – ярмарка поделок, украшений, сделанных своими руками; коробейники (учащиеся школы) зазывают на ярмарку, хвалят свой товар, торгуются.

3. Завершение клубного часа. Звуками рожка скоморох завершает клубный час. В группах проводится круг рефлексии. 

Полезные эффекты от реализации проекта

Для воспитанников. Систематическое проведение «Клубного часа» – 1 раз в неделю, даже в течение полугода, позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:

— снижается уровень агрессивности, дети стараются самостоятельно решать спорные вопросы и регулировать конфликты;

— более подробно и открыто сообщают о своих потребностях; 

— проявляют большую самостоятельность и ответственность – планируют свои действия и оценивают их результаты;

— дети осознанно делятся разнообразными впечатлениями, высказывают свое отношение к окружающему.

Результат – воспитанники приобретают жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Уже в сентябре школьные учителя отмечают, что первоклассники продемонстрировали следующие социальные навыки и личностные качества: уверенность в себе, способность участвовать в групповых занятиях, умение обдумывать свои поступки, не действовать импульсивно, способность задавать вопросы и выслушивать мнение окружающих, концентрироваться на задании под руководством учителя и в самостоятельной работе. 

Для воспитателей:

— проявляют творчество в организации других видов деятельности детей;

— педагогический коллектив консолидируется в команду единомышленников.

Для родителей:

— снижается тревожность о безопасности ребенка, его эмоциональном благополучии в детско-взрослом коллективе;

— отмечается стремление к сотрудничеству с педагогическим коллективом.

Для обучающихся: 

— появляется возможность познакомиться с профессией воспитателя;

— в процессе реального взаимодействия проявить личностные качества – заботу о младших, оказание помощи, находчивость, смекалку. 

Для учителей:

— познакомиться с будущими первоклассниками в процессе игры;

— оценить уровень готовности детей к школе в естественной для них обстановке. 

Файлы

Журнал_дошкольное и начальное образование_Обруч 2018-1.pdf

РАО конференция Использование педагогических технологий в формировании математических представлений.pptx

Современная начальная школа (сост., отв. ред. А.А. Сергеенко).pdf

Ссылки на публикации_клубный час.pdf


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос