«Клубный час» как средство социально-коммуникативного развития дошкольника
Оригинальная идея проекта
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». В. Ф. Одоевский
Такой увлекательной «случайностью» для воспитанников дошкольных групп Школы №1514 стал «Клубный час» — педагогическая технология, апробированная педагогическим коллективом в течение пяти лет.
Ключевые моменты клубного часа – это свобода, выбор, саморегуляция поведения, возможность полноценного проживания события здесь и сейчас. Для воспитанников клубный час – это увлекательная игра, где ребенок сам решает куда пойдет, чем будет заниматься и с кем. Для педагогов – возможность создать условия для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующем виде деятельности – игре.
Универсальность «Клубного часа» в том, что через технологию можно реализовать любое содержание от события дня (День матери, День родного языка, «Выходи играть во двор!») до системы работы в ситуации месяца («Я житель земного шара», «Я — москвич», «Девочки и мальчики»), в разных видах деятельности – познавательную, проектную, творческую, двигательную, продуктивную и деятельность по интересам. Демократичный подход к возрасту участников – от дошкольников (с 4-х лет) и младших школьников (начальная ступень образования) до взрослых (родители, гости).
Что необходимо для успешного проведения клубного часа? Это интерес детей, желание и умение педагогического коллектива следовать правилам работы по созданной технологии.
От задумки – до результата
В педагогической практике мы стали отмечать коммуникативный дефицит – доминирование детей, соблюдение только собственных интересов, неумение учитывать содержательную линию поведения собеседника, игрового партнера. У детей это проявлялось в желании «подавить» программу поведения другого, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.
Как заложить основы социально активной, успешной личности у малышей? В реализации поставленной цели помогла эффективная педагогическая технология «Клубный час».
Подготовка и проведение клубного часа.
Обязательная часть клубного часа – круг рефлексии. В «кругу» перед клубным часом дети вспоминают правила поведения (у каждого ребенка 3 медальона с символом группы, при нарушении правила медальон забирает взрослый, ставший свидетелем нарушения; если 3 нарушения, штраф – пропуск следующего клубного часа), знакомятся с темой, обсуждают, куда можно пойти; дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию/участку детского сада/школы, но заходят только туда, где весит приглашение (зеленый круг), и по сигналу (звонок колокольчика) возвращаются в свою группу; по завершении обсуждают свои состояния – что было интересно, что узнал, что удивило, обрадовало, смутило, что получилось хорошо, над чем нужно поработать, удалось ли соблюдать правила, если нет – почему?
Темой клубного часа может стать событие дня. Например, клубный час на масленичной неделе «Лакомка».
Цель — сформировать уважительное отношение к традициям своей страны.
Задачи: обобщение знаний детей о масленице, стимулирование интереса к народным играм, юмору; воспитание уважительного отношения к народным традициям, к результатам труда.
Участники клубного часа: дошкольники 4-7 лет, обучающиеся 5 класса, воспитатели, гости – педагоги г. Москвы.
1.Круг рефлексии.
Уточняется, какие помещения открыты для посещения, предлагается схема маршрута с условными изображениями. Дети идут на гулянье с жетонами, заработанными на предыдущих клубных часах, гости также получают жетоны. Обсуждается, где и на что можно их потратить (блины, поделки).
2.Проведение клубного часа.
Открывает клубный час скоморох – зазывает детей, гостей на гулянье, ярмарку.
Для посещения открыты:
· Музей русской народной культуры «Горенка». Предлагаемая деятельность: развлечение с Петрушкой – смешные сценки, небылицы, загадки; народные игры – «Золотые ворота», «Петушок», «Колечко, колечко…».
· Спортивный зал: перетягивание каната, взятие крепости, метание снежков, подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Змейка».
· Групповые помещения: выпекание блинов; изготовление поделок; игры в «Бочонки», «Веселый колобок»; народные игры: «Я золото хороню…», «Сокровищница», обмен жетонов на угощения и поделки;
· Музыкальный зал – ярмарка поделок, украшений, сделанных своими руками; коробейники (учащиеся школы) зазывают на ярмарку, хвалят свой товар, торгуются.
3. Завершение клубного часа. Звуками рожка скоморох завершает клубный час. В группах проводится круг рефлексии.
Полезные эффекты от реализации проекта
Для воспитанников. Систематическое проведение «Клубного часа» – 1 раз в неделю, даже в течение полугода, позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
— снижается уровень агрессивности, дети стараются самостоятельно решать спорные вопросы и регулировать конфликты;
— более подробно и открыто сообщают о своих потребностях;
— проявляют большую самостоятельность и ответственность – планируют свои действия и оценивают их результаты;
— дети осознанно делятся разнообразными впечатлениями, высказывают свое отношение к окружающему.
Результат – воспитанники приобретают жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Уже в сентябре школьные учителя отмечают, что первоклассники продемонстрировали следующие социальные навыки и личностные качества: уверенность в себе, способность участвовать в групповых занятиях, умение обдумывать свои поступки, не действовать импульсивно, способность задавать вопросы и выслушивать мнение окружающих, концентрироваться на задании под руководством учителя и в самостоятельной работе.
Для воспитателей:
— проявляют творчество в организации других видов деятельности детей;
— педагогический коллектив консолидируется в команду единомышленников.
Для родителей:
— снижается тревожность о безопасности ребенка, его эмоциональном благополучии в детско-взрослом коллективе;
— отмечается стремление к сотрудничеству с педагогическим коллективом.
Для обучающихся:
— появляется возможность познакомиться с профессией воспитателя;
— в процессе реального взаимодействия проявить личностные качества – заботу о младших, оказание помощи, находчивость, смекалку.
Для учителей:
— познакомиться с будущими первоклассниками в процессе игры;
— оценить уровень готовности детей к школе в естественной для них обстановке.
Файлы
Журнал_дошкольное и начальное образование_Обруч 2018-1.pdf
Современная начальная школа (сост., отв. ред. А.А. Сергеенко).pdf
Поделиться в соц. сетях