Архив воспитательных практик

Коллективные творческие проекты как средство и стимул

Оригинальная идея проекта

Как работать для формирования культурной, свободной, творческой, любящей учиться личности? Как создать ситуацию потребности в новых знаниях и постоянного творческого поиска для детей? И как объединить детей? Мы избрали таким средством и площадкой для работы в этом направлении школьный краеведческий музей «Открытое небо» и НОУ «Эврика». Образовательные технологии – проектная и исследовательская деятельность. Форма работы – коллективные творческие проекты, участники которых большое количество разновозрастных школьников, педагогов, родителей, жителей района. Взаимодействие, для реализации общего дела дает воспитательный эффект и попутно решаются еще много задач. Участники НОУ «Эврика» (основано в 2000 году) традиционно отчитываются: в октябре проходит конференция «Я – путешественник», в январе – конференция «Каждая загадка должна быть разгадана», в апреле, вот уже 20 лет, проходит традиционный апрельский конкурс проектных и исследовательских работ «Знание – Сила». В условиях пандемии мероприятия проводятся в режиме онлайн. Победители школьных конференций и конкурсов представляют свои работы на Межрайонных, Городских и Региональных конкурсных программах. Каждый год у нас есть дипломанты и лауреаты очень престижных конкурсов. Надеемся, что краеведение для наших ребят стало средством воспитания и формирования важнейших норм человеческой жизни.

От задумки – до результата

Описываемаяя работа реализуется на базе школьного краеведческого музея «Открытое небо» и историко-культурных ресурсов района Внуково и города Москвы средствами внеурочной музейно-экскурсионной деятельности совместно с НОУ «Эврика». Участники: учащиеся школы с 1 по 10 класс, учителя, родители, жители района. Но откуда возникают идеи проектов и исследований, набирается информация о событиях и героях, как к процессу привлекаются все новые юные краеведы, которые добиваются успехов. Вот тут и надо сказать о воспитывающих практиках, которые мы реализуем. Назовем основные. Коллективные творческие (музейные) проекты – их несколько. Первый коллективный творческий проект «Край родной». Он еще и долгосрочный, мы реализуем его уже четвертый год. Включает несколько направлений – подпроектов, в них включены ребята и начальной, и средней, и старшей школы. Назовем их: «Кто вы, предки москвичей?», «Памятники района Внуково», «По берегам реки Ликовы» – это касается изучение истории Москвы и окрестных населенных пунктов. Алгоритм работы в этом направлении таков: формулирование вопроса, затем поиски информации, создание работы – это презентация, видео и текст. Представление ее на конкурсе или конференции. Редактирование и доработка, и затем включение в проект «Музейные уроки» – знакомство как можно большего количества учеников школы с добытой информацией. По приглашению классных руководителей авторы приходят на тематический классный час, представляют работу, отвечают на вопросы, а потом проводят викторину, а победители получают призы. Еще одна форма работы в рамках проекта «Край родной», которая очень популярна у нас – авторские краеведческие экскурсии. Автор готовит маршрут экскурсии, собирает группу, и проводит эту экскурсию. Так, в арсенале нашего музея накопились авторские экскурсии: «Кто вы, предки москвичей?» к курганам вятичей, «История Изварино», «Сколько улиц Осипенко в Москве?», «Мое Марушкино», «Памятники района Внуково». Разработаны маршруты и по древним улицам Москвы: «Где жил Витька с Моховой?», «Ищем Двор Леньки Королева или Арбат Булата Окуджавы», «Именем Кропоткина», «Не оскудеет рука дающего», «Династия Абрикосовых», «Можно ли изучать историю Москвы по фантикам?». Все эти работы прошли испытания на конкурсах и оценены дипломами. Стоит упомянуть и тематические экскурсии в краеведческом музее, разработанные и проводимые юными краеведами. Их тематика обширна. «История одного музейного экспоната» – это и солдатский медальон, и гармошка тальянка, и осколки снарядов и гильз, найденные нашими учениками. С жизнь наших предков знакомит экскурсия «Бабушкин сундук», «Добра та речь, что в избе есть печь», «Забытые предметы быта», «Русские народные промыслы», «Куклы-обереги» и др. Очень популярны у наших ребят краеведческие познавательные игры на местности. Здесь мы сотрудничаем со студией «Москвоходы» и Музеем детского движения ГБПОУ «Воробьёвы горы». Разработан маршрутный лист и задания для игры «Знаете ли вы Внуково?» по историческому Внуково. Еще один наш коллективный творческий проект «ЖЗЛ Внуково» – жизнь замечательных людей Внуково, мы реализуем в контакте с Общественной организацией ветеранов «Боевое братство». Первая встреча – с бойцом легендарной Девятой роты Кузнецовым А.Н., потребовала погружения в историю 80-90-ых годов прошлого века. Побывали у нас и заслуженный пилот России Тимофеев А.А., и герой ликвидации Чернобыльской аварии Андриянов С.И., и спецназовец, освобождавший заложников в Театральном центре Дубровка Зинченко С.. Из проекта «ЖЗЛ Внуково» родился новый, как продолжение, мы назвали его «Внуково – территория взлета». Он посвящен уникальным авиационным предприятиям Внуково и выпускникам школы, достигшим успехов в своей трудовой деятельности. В год 75-летия Великой Победы юные краеведы реализовали коллективный творческий проект «Музы не молчали». Проект объединил авторов, работы которых посвящены произведениям искусства времен Великой Отечественной войны. Информация о проекте есть на сайте нашего музея. Радует, что количество юных краеведов растет, желающие заниматься исследованиями появляются после каждой новой встречи, музейного урока или экскурсии.

Полезные эффекты от реализации проекта

Включаясь в коллективные творческие проекты, мы накапливаем опыт позитивной, созидательной деятельности, сотрудничества в решении общей задачи. Эффективно решаются задачи воспитывающей деятельности: • экскурсионная деятельность; • познавательные краеведческие игры на местности; • проектная и исследовательская деятельность; • традиционные конференции и конкурсы проектных и исследовательских работ; • межрайонные и городские конференции и конкурсы; • экскурсии и лекторий для родителей и дошкольников; • накопление экспонатов музея и создание новых экспозиций; Накопление материалов коллективных творческих проектов – важный ресурс в работе классных руководителей для проведения тематических классных часов. Продуктами проектов «Край родной». «ЖЗЛ Внуково», «Внуково – территория взлета» являются также: • банк презентаций, подготовленных учащимися в ходе работы над проектом; • макеты, модели и поделки учащихся; • дипломы и грамоты, полученные учащимися за победы в конкурсах и конференциях различного уровня; • фото и кино документы, запечатлевшие все мероприятия музейных маршрутов. • публикации на сайте школы и в социальных сетях. Изучение истории родного края и жизни земляков становится существенным ресурсом национальной безопасности. Уверены, что наши ученики не станут «Иванами, родства не помнящими», они будут знать и гордиться историей и подвигами страны и предков.

Файлы

проект 9 рота сжатая.pptx

Иновационная разработка.pptx

программа.pptx

Ссылки

https://sites.google.com/view/schoolmuzey41/краеведческий-музей-открытое-небо/музейные-проекты – информация по Коллективным Музейным проектам.

https://sites.google.com/view/schoolmuzey41/краеведческий-музей-открытое-небо/музейные-уроки – информация по музейным урокам.

https://sites.google.com/view/schoolmuzey41/краеведческий-музей-открытое-небо/краеведческие-экскурсии – информацию по краеведческим экскурсиям.

https://sites.google.com/view/schoolmuzey41/краеведческий-музей-открытое-небо/краеведческие-конкурсы-и-конференции – краеведческие конкурсы и конференции.

https://www.facebook.com/groups/gbulotos – новости выкладываем на сайте нашего давнего партнера СДЦ «Лотос», в кружках которого занимаются после уроков многие дети школы.

https://www.facebook.com/olgakirpa – личная страница на ФБ.


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос