Архив воспитательных практик

Лаборатория «PROчтение»: воспитываем читателя

Оригинальная идея проекта

В условиях активного развития глобального информационного пространства становится актуальным вопрос о формировании читательской культуры. Умение грамотно читать и понимать смысл текста является базовым для работы с информацией в разных форматах. Основы этих навыков закладываются в детстве, и в последние десятилетия в мире активно развиваются новые подходы к поддержке чтения современных «цифровых» детей и семей.

Кризис читательской грамотности развивался постепенно, и первая его ступень – кризис детского чтения. Как показывают исследования, после введения новых подходов к обучению школьников ситуацию можно изменить к лучшему.

В школе № 1534 «Академическая» г. Москвы в январе 2017 года была открыта Инновационная педагогическая лаборатория «PROчтение» как один из инструментов разработки собственной инновационной образовательной программы поддержки чтения и формирования читательской культуры.

От задумки – до результата

Перед Инновационной педагогической лабораторией поставлено множество задач: повышение престижа чтения как развивающего интеллектуального занятия; приобщение к чтению дошкольников и школьников; повышение уровня читательской культуры в семье; исследование читательских предпочтений обучающихся; развитие навыков осмысленного чтения и умения строить выказывание художественном событии; развитие творческих способностей обучающихся.

С учетом сложной структуры образовательного комплекса (четыре школьных отделения и три дошкольных) получилось создать управленческую вертикаль, объединяющую представителей разных структурных подразделений школы, начиная с дошкольных отделений, начальной школы и включая старшую школу.

Чтобы ускорить обмен информацией и делиться опытом, были созданы страницы в социальной сети «Фейсбук» (для педагогов) и «ВКонтакте» (для учащихся). Эта форма оказалась очень удобной для создания оповещений о мероприятиях, отчете о проделанной работе. Все сотрудники размещают на странице группы фотографии и заметки о событиях.

В настоящее время выработалась годовая циклограмма: начале учебного года, в Международный день грамотности и чтения, дается старт общешкольного конкурса «Книгочей», включающий в себя несколько этапов, финал — в марте на Неделе детской и юношеской книги.

Этапы книжного марафона: акция «Лето с книгой», Лицейская неделя, встречи в Дискуссионном читательском клубе, конкурс театральных рецензий «Волшебное зеркало», день памяти А.С. Пушкина, конкурс фанфиков «Книга закрывается — история продолжается», конкурс визуализации прочитанного, литературные гостиные, библиотечные уроки, конкурс буктрейлеров, акция «Золотая полка».

Полезные эффекты от реализации проекта

высокие результаты учащихся по итогам проверки функциональной грамотности; победы читательских проектов на городском и всероссийском конкурсах, повышение уровня культуры чтения в школе, создание атмосферы творчества и любви к книге.

Издан сборник «10 проектов про чтение» с методическими статьями учителей, создана общешкольная газета «Золотое сечение», проведены семинары по обмену опытом для учителей Москвы и России, выпущен очередной альманах детского творчества «Окно», театральные рецензии учащихся получили призовые места на всероссийском конкурсе «Пишу о театре».

Публикации статей о проектах лаборатории в образовательном атласе «100 проектов про чтение» в 2016-2019 годах и в «Учительской газете».


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос