Летняя Академия 2086: каникулярные лагерные смены
Оригинальная идея проекта
«Летняя Академия 2086» — модель лагерной смены дневного пребывания в формате длительной образовательной игры – путешествия, ежегодно организуемой на базе нашей школы. Основная деятельность «Летней Академии 2086» направлена на ценностное развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Основу жизни каждой смены составляет классическое произведение детской литературы, обладающее потенциалом эмоционального воспитательного воздействия на школьников, дающее возможность к «обыгрыванию», драматизации литературного сюжета. Погружая ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума, мы даем ему возможность не только раскрыть творческие способности и приобрести опыт практической деятельности, но и открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», повысить самооценку и выйти на новый уровень общения.
Программа каждой лагерной смены включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания:
эмпирические исследования по сюжету книг, различные опыты и изготовление инструментов для них своими руками из подручных средств
массовые мероприятия, конкурсы, экскурсии, практические и творческие задания
воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории Москвы, профориентационные мероприятия по ознакомлению с миром профессий, занятия в кружках и секциях;
спортивные фестивали и соревнования;
патриотическую акцию «Мы помним! Мы гордимся!»
От задумки – до результата
В 2016 году “Школа №2086” включилась в реализацию городского проекта “Московская смена”. В ходе проектирования первой программы «Летней Академии 2086» родилась идея проводить лагерную смену в форме длительной образовательной игры и выстраивать всю деятельность детей вокруг сюжета популярного художественного произведения. С тех пор в основе программы летнего лагеря — игра, в ходе которой участники совершают увлекательное путешествие с героями книг: “Волшебник изумрудного города” — 2016 год, “Незнайка в городе талантов” — 2017 год, “Алиса в стране чудес” — 2018 год, “Остров сокровищ” — 2019 год.
Сюжет литературного произведения — это объединяющая канва, которая заставляет детей приходить в лагерь изо дня в день, снова и снова, так как им хочется узнать, что будет дальше с понравившимися героями. Сюжет тренирует память и помогает припомнить детали, столь важные для драматизации действия. Каждый из героев имеет свой характер, и это помогает детям вспоминать, ожидать, узнавать или наоборот, удивляться действиям героя (персонажа). В качестве персонажей могут выступать живые и неживые предметы и явления природы, а также люди или мифологические герои, которых можно изображать или представлять в действии. Идея путешествия и его сюжетная канва подкрепляется и визуально представляется его Летописью, куда заносятся текстом, рисунками, фотографиями и другими средствами все значащие события и приключения, происходящие с путешественниками. При этом путешествие может иметь как линейный, так и нелинейный характер, разбиваться на различные сюжетные линии.
Базовая структура программы «Летней Академии 2086»:
Тренинг знакомства и командообразования (формирование разновозрастных детских отрядов).
Посвящение в участники лагерной смены.
Знакомство с кодексом и ритуалами лагеря, оформление “отрядного уголка”.
“Визитная карточка” — представление отрядов.
Познавательная и творческая деятельность детей (погружение в сюжет книги, участие в мероприятиях и кружках — легоконструирование, изостудия, английский театр и др.).
“Вечерняя линейка” (рефлексия дня и вручение “артефактов”).
“День детей”
“Вахта памяти”
Соревнования по академической гребле и другим видам спорта.
Отчетный костюмированный концерт (перевоплощение в любимых героев прочитанной книги).
Полезные эффекты от реализации проекта
«Летняя Академия 2086» имеет большой образовательно-воспитательный потенциал и позволяет:
сформировать и укрепить детский коллектив, выделяя лидерские способности у тех, у кого они явно проявляются ипробуждая у тех, у кого они еще дремлют;
укрепить детей физически и эмоционально на базе позитивного общения и позитивных взаимоотношений безотметочного и внерейтингового общего дела;
раскрыть и развить в реальной продуктивной совместной деятельности творческие способности каждого ребенка, дать испытать себя в различных игровых ситуациях и ситуациях реального межличностного взаимодействия, обращая внимание на эмоции — свои и других и обучаясь ими управлять;
ознакомить детей с классическими произведениями детской литературы, приобщить их к ценностям, которые раскрывают их авторы в сюжетах, приобщить к книжной и сказочной культуре, культуре выразительной речи и сопереживания;
ознакомить детей с основами театрализации и актерского мастерства, освободить от страха публичных выступлений;
систематизировать представления детей об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт.
Успешность детей в различных мероприятиях повышает их социальную активность, дает им уверенность в своих силах и талантах. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствует развитию творческих способностей детей. Участвуя в коллективно — творческих делах ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации и осваивают навыки командной работы.
Игра-путешествие, спроектированная и реализованная как целостная деятельность, несет в себе колоссальный воспитательно — развивающий потенциал. Игра — является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет осмыслить и понять себя, увидеть(почувствовать) перспективы изменения, примерить новые модели отношений к миру и себе, которые, возможно, останутся с человеком и за пределами игрового пространства.
Ссылки
2019г.: https://sch2086uz.mskobr.ru/edu-news/8137
2018г.: https://sch2086uz.mskobr.ru/edu-news/6367
2017г.: https://sch2086uz.mskobr.ru/edu-news/4882
Поделиться в соц. сетях