Архив воспитательных практик

Личность. Гражданин. Патриот. Воспитательные практики социализации подрастающего поколения.

Оригинальная идея проекта

Патриотическое воспитание является одним из важнейших факторов, способствующих эффективной социализации подрастающего поколения. Поэтому, во внеклассной работе образовательного комплекса сформирован новый Комплексный подход к формированию нравственного, исторического и патриотического сознания у детей и молодежи.

Патриотизм это не природное, а социальное качество. Он не наследуется, а формируется. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. В комплексе патриотическое воспитание это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность.

Формирование гражданской идентичности и активной жизненной позиции, воспитание патриотизма, нравственно-мировоззренческой позиции, исторического сознания осуществляется методами социальной работы и музейной педагогики.

Одним из актуальных направлений работы социальных педагогов является адаптация и социализации несовершеннолетних. Социализации детей в рамках гражданско-патриотического воспитания, базируется на приобщении обучающихся к базовым, общечеловеческим ценностям через систему профилактических мероприятий. Избегая формализма в работе, педагоги-организаторы комплекса выработали креативные воспитательные методики вовлечения учащихся в активную и интересную жизнь школьного коллектива.

В 2018 году стартовал общешкольный образовательно-просветительский проект «Вахта Памяти».

Проект осуществляется на постоянной основе, а не от случая к случаю. Он позволил объединить подготовку к нескольким мероприятиям одновременно, неразрывно связывая воедино героическое прошлое и подвиг народа с современными проблемами молодёжи, обеспечивая непрерывность патриотического воспитания, формируя у подрастающего поколения чувство сопричастности к истории и судьбе России.

От задумки – до результата

Одним из направлением  работы с детьми средней и старшей школы является организация Профилактических недель, в том числе  патриотической направленности – таких как «Неделя профилактики экстремизма и толерантности»  или ежегодно проводимые в школе «Неделя правовых знаний».

Правовому воспитанию  уделяется большое внимание.

За основу правового воспитания школьников понимается не только формирование чувства принадлежности к обществу, в котором живут, но и такое необходимо в современном мире качество как  умение заявлять и отстаивать свою точку зрения.  Поэтому основное внимании при подготовке профилактических мероприятий отдается самостоятельности детей. 

   В школе работает «Адвокатское бюро», адвокатами которого выступают сами старшеклассники. Это стало интересным и популярным среди подростков общешкольным мероприятием. Ответственные ребята заранее организовывают на первом этаже место «В приёмной адвокатского бюро» для вопросов учащихся (это, как правило,  небольшой ящичек, куда каждый может положить листок с текстом своего вопроса по теме прав, обязанностей, ответственности подростков). Учащиеся задают вопросы, касающихся конкретных жизненных ситуаций: трудоустройство несовершеннолетних, воинская служба, имущественные споры, взаимоотношения с родителями и т.д. Далее, совместно с учителями истории и обществознания готовят ответы на поступившие вопросы.  По результатам ответов организуют работу правового бюро. 

Для ребят средней школы старшеклассники также организовывают правовые  переменки по форме проведения, напоминающие брейн-ринг, а в начальной школе работают агитбригады старшеклассников, которые на примерах сказок в игровой форме  рассказывают малышам о правах и обязанностях детей.

Для развития детской социальной инициативы, при организации мероприятий патриотической направленности уделяется большое внимание  взаимодействию взрослых и детей в совместной деятельности и общении .

Одним из действенных воплощений этого взаимодйствия  в рамках «Вахты Памяти», стал проект  «Бессмертный полк» школы. Проектно-исследовательская работа началась еще в школе-интернате 19, который в результате реорганизации вошел в состав комплекса «Школа 2115». 

Собранные материалы были переведены в электронный формат и размещены на стенде–постере школьного музея, пополнив экспозицию музея. К дню Победы  активисты школьного музея готовят акцию «Открытая экспозиция», знакомят с этой экспозицией участников торжественного мероприятия, посвящённого празднику Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На территории школы устанавливают стендовую экспозицию с портретами и именами своих Героев. Перед их образами проходит торжественная линейка. Жители района, приходя на открытую территорию комплекса со своими детьми могут познакомиться с этой экспозицией.  

Участники акции  «БП Школы »вот уже 4 года в День Победы проходят колонной по школьной территории с фотографиями своих родственников —а также записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения «Бессмертный полк». Два года подряд к шествию школы присоединяются родители детей.

Наш школьный клуб-музей «Орбита» организован на базе музея Боевой славы 39 Армии. К 75-летию Великой Победы, шествие было посвящено Героям Советского Союза – бойцам 39 армии. сражавшейся и освобождавшей нашу Родину и народы Европы от фашистского рабства. Учащиеся  познакомились с этапами боевого пути 39 армии заранее. После этого было принято совместное решения провести шествие «Бессмертный полк» с представлением портретов Героев Советского Союза – бойцов 39 армии. Началась кропотливая, совместная работа всего коллектива нашей школы. Опираясь на  архивные материалы школьного музея,  учащиеся под руководством педагогов работали с электронными документами, собирали и изучали биографии бойцов. Результаты этой работы были представлены  на  внеклассных мероприятиях в форме проектов, сообщений, презентаций и докладов.  

После этого путём голосования были выбраны лучшие учащиеся класса, которым было доверено пронести в шествии «Бессмертный полк» портреты Героев Советского Союза – бойцов 39 армии.  

В прошлом году шествие «Бессмертный полк Школы 2115» увеличил границы проводимого мероприятия. Заранее, в районе «Черемушки», была распространена информация о проведенииАкции, проинформирован муниципалитет и шествие стройными рядами направилось в сквер имени гвардии-полковника Ерастова. К шествию присоеденились жители района. 

В год 75-летия Победы проект  «Бессмертный Полк» был проведен в электронном формате.

Одним из этапов работы Вахты явилось написание сочинений о герое семьи, обучающимися. В каждой российской семье есть свои воспоминания и свои герои! Но ребята оживили семейные истории о героях фронта и тыла с помощью рисунков, фотографий, копий с документов военных лет. Во время подготовки взрослые  делились бесценными воспоминаниями о трудовых и военных подвигах своих предков. Так, родилась идея создания «Книги Памяти класса. Благодарность правнуков». Чуть позже были созданы электронные версии этих Книг. В дальнейшем планируется создание «Книги Памяти Комплекса. Благодарность правнуков».

В начале года был запущен проект «Живые страницы» с целью воспитания гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне. Детям выдавался рекомендованный для внеклассного чтения список литературы. Причем, в классе выбирается одно произведение. После прочтения ребята должны были воплотить  полюбившийся образ в фотографиях и  в видеоформате для создания ролика. Далее, классы обмениваются готовыми произведениями, угадывая произведения, которые изображены в альбоме и ролике. В настоящее время ид подготовка к реализации пректа «Живые страницы» дистанционно.

Так, показателем успешности работы , стали следующие результаты:

три года подряд победа в конкурсе  «Кубок Героев»,  смотре конкурсе музейных комплексов «Помним героев Войны и Победы» — 1 место, победители городского конкурса «Доброволец Москвы»

Полезные эффекты от реализации проекта

Показателем эффективности социализации детей в рамках гражданско-патриотического воспитания, считается:

•          приобщение обучающихся к базовым, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственного  поведения через систему профилактических мероприятий, которые  помогут формировать у школьников милосердие, искренность, достоинство, ответственность как основу личности будущего гражданина России. 

•          Создание условий для социально значимой деятельности и созданию «ситуации успеха» предполагает вовлечение в работу  подростков с девиантным поведением. что ведёт к положительной динамике снижения количества правонарушений среди учащихся и снижению количества детей, состоящих на разных формах учета.

•          Развитие у обучающихся когнитивных способностей, креативного мышления, эмоционального интеллекта.

•          Самоопределение подростков, формирование целеполагания и планирование своего будущего. Знакомство обучающихся с профессиями – СМИ, кинопрофессии, журналистика, реклама и PR (диктор, корреспондент, журналист, редактор сайта, репортёр, фотокорреспондент, художник по рекламе, дизайнер вебсайтов, гримёр, декоратор, звукорежиссер, костюмер, режиссер-постановщик, сценарист, хореограф, продюсер, автор, редактор, актер, оператор, реквизитор, фотограф).

•          В  школе созданы  не только все  необходимые, но, одновременно, и благоприятные условия для нового направления социализации через патриотическое воспитание —   так как оно не ограничено рамками одного вида деятельности и ориентировано на личностные интересы, способности ребенка, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.

Ссылки

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК 39 АРМИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ГБОУ Школа №2115

Фотографии и материалы: Вахта Памяти

Фотографии и материалы: «Адвокатское бюро»


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос