Личность. Гражданин. Патриот. Воспитательные практики социализации подрастающего поколения.
Оригинальная идея проекта
Патриотическое воспитание является одним из важнейших факторов, способствующих эффективной социализации подрастающего поколения. Поэтому, во внеклассной работе образовательного комплекса сформирован новый Комплексный подход к формированию нравственного, исторического и патриотического сознания у детей и молодежи.
Патриотизм это не природное, а социальное качество. Он не наследуется, а формируется. Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных часов или бесед. В комплексе патриотическое воспитание это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность.
Формирование гражданской идентичности и активной жизненной позиции, воспитание патриотизма, нравственно-мировоззренческой позиции, исторического сознания осуществляется методами социальной работы и музейной педагогики.
Одним из актуальных направлений работы социальных педагогов является адаптация и социализации несовершеннолетних. Социализации детей в рамках гражданско-патриотического воспитания, базируется на приобщении обучающихся к базовым, общечеловеческим ценностям через систему профилактических мероприятий. Избегая формализма в работе, педагоги-организаторы комплекса выработали креативные воспитательные методики вовлечения учащихся в активную и интересную жизнь школьного коллектива.
В 2018 году стартовал общешкольный образовательно-просветительский проект «Вахта Памяти».
Проект осуществляется на постоянной основе, а не от случая к случаю. Он позволил объединить подготовку к нескольким мероприятиям одновременно, неразрывно связывая воедино героическое прошлое и подвиг народа с современными проблемами молодёжи, обеспечивая непрерывность патриотического воспитания, формируя у подрастающего поколения чувство сопричастности к истории и судьбе России.
От задумки – до результата
Одним из направлением работы с детьми средней и старшей школы является организация Профилактических недель, в том числе патриотической направленности – таких как «Неделя профилактики экстремизма и толерантности» или ежегодно проводимые в школе «Неделя правовых знаний».
Правовому воспитанию уделяется большое внимание.
За основу правового воспитания школьников понимается не только формирование чувства принадлежности к обществу, в котором живут, но и такое необходимо в современном мире качество как умение заявлять и отстаивать свою точку зрения. Поэтому основное внимании при подготовке профилактических мероприятий отдается самостоятельности детей.
В школе работает «Адвокатское бюро», адвокатами которого выступают сами старшеклассники. Это стало интересным и популярным среди подростков общешкольным мероприятием. Ответственные ребята заранее организовывают на первом этаже место «В приёмной адвокатского бюро» для вопросов учащихся (это, как правило, небольшой ящичек, куда каждый может положить листок с текстом своего вопроса по теме прав, обязанностей, ответственности подростков). Учащиеся задают вопросы, касающихся конкретных жизненных ситуаций: трудоустройство несовершеннолетних, воинская служба, имущественные споры, взаимоотношения с родителями и т.д. Далее, совместно с учителями истории и обществознания готовят ответы на поступившие вопросы. По результатам ответов организуют работу правового бюро.
Для ребят средней школы старшеклассники также организовывают правовые переменки по форме проведения, напоминающие брейн-ринг, а в начальной школе работают агитбригады старшеклассников, которые на примерах сказок в игровой форме рассказывают малышам о правах и обязанностях детей.
Для развития детской социальной инициативы, при организации мероприятий патриотической направленности уделяется большое внимание взаимодействию взрослых и детей в совместной деятельности и общении .
Одним из действенных воплощений этого взаимодйствия в рамках «Вахты Памяти», стал проект «Бессмертный полк» школы. Проектно-исследовательская работа началась еще в школе-интернате 19, который в результате реорганизации вошел в состав комплекса «Школа 2115».
Собранные материалы были переведены в электронный формат и размещены на стенде–постере школьного музея, пополнив экспозицию музея. К дню Победы активисты школьного музея готовят акцию «Открытая экспозиция», знакомят с этой экспозицией участников торжественного мероприятия, посвящённого празднику Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На территории школы устанавливают стендовую экспозицию с портретами и именами своих Героев. Перед их образами проходит торжественная линейка. Жители района, приходя на открытую территорию комплекса со своими детьми могут познакомиться с этой экспозицией.
Участники акции «БП Школы »вот уже 4 года в День Победы проходят колонной по школьной территории с фотографиями своих родственников —а также записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения «Бессмертный полк». Два года подряд к шествию школы присоединяются родители детей.
Наш школьный клуб-музей «Орбита» организован на базе музея Боевой славы 39 Армии. К 75-летию Великой Победы, шествие было посвящено Героям Советского Союза – бойцам 39 армии. сражавшейся и освобождавшей нашу Родину и народы Европы от фашистского рабства. Учащиеся познакомились с этапами боевого пути 39 армии заранее. После этого было принято совместное решения провести шествие «Бессмертный полк» с представлением портретов Героев Советского Союза – бойцов 39 армии. Началась кропотливая, совместная работа всего коллектива нашей школы. Опираясь на архивные материалы школьного музея, учащиеся под руководством педагогов работали с электронными документами, собирали и изучали биографии бойцов. Результаты этой работы были представлены на внеклассных мероприятиях в форме проектов, сообщений, презентаций и докладов.
После этого путём голосования были выбраны лучшие учащиеся класса, которым было доверено пронести в шествии «Бессмертный полк» портреты Героев Советского Союза – бойцов 39 армии.
В прошлом году шествие «Бессмертный полк Школы 2115» увеличил границы проводимого мероприятия. Заранее, в районе «Черемушки», была распространена информация о проведенииАкции, проинформирован муниципалитет и шествие стройными рядами направилось в сквер имени гвардии-полковника Ерастова. К шествию присоеденились жители района.
В год 75-летия Победы проект «Бессмертный Полк» был проведен в электронном формате.
Одним из этапов работы Вахты явилось написание сочинений о герое семьи, обучающимися. В каждой российской семье есть свои воспоминания и свои герои! Но ребята оживили семейные истории о героях фронта и тыла с помощью рисунков, фотографий, копий с документов военных лет. Во время подготовки взрослые делились бесценными воспоминаниями о трудовых и военных подвигах своих предков. Так, родилась идея создания «Книги Памяти класса. Благодарность правнуков». Чуть позже были созданы электронные версии этих Книг. В дальнейшем планируется создание «Книги Памяти Комплекса. Благодарность правнуков».
В начале года был запущен проект «Живые страницы» с целью воспитания гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне. Детям выдавался рекомендованный для внеклассного чтения список литературы. Причем, в классе выбирается одно произведение. После прочтения ребята должны были воплотить полюбившийся образ в фотографиях и в видеоформате для создания ролика. Далее, классы обмениваются готовыми произведениями, угадывая произведения, которые изображены в альбоме и ролике. В настоящее время ид подготовка к реализации пректа «Живые страницы» дистанционно.
Так, показателем успешности работы , стали следующие результаты:
три года подряд победа в конкурсе «Кубок Героев», смотре конкурсе музейных комплексов «Помним героев Войны и Победы» — 1 место, победители городского конкурса «Доброволец Москвы»
Полезные эффекты от реализации проекта
Показателем эффективности социализации детей в рамках гражданско-патриотического воспитания, считается:
• приобщение обучающихся к базовым, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственного поведения через систему профилактических мероприятий, которые помогут формировать у школьников милосердие, искренность, достоинство, ответственность как основу личности будущего гражданина России.
• Создание условий для социально значимой деятельности и созданию «ситуации успеха» предполагает вовлечение в работу подростков с девиантным поведением. что ведёт к положительной динамике снижения количества правонарушений среди учащихся и снижению количества детей, состоящих на разных формах учета.
• Развитие у обучающихся когнитивных способностей, креативного мышления, эмоционального интеллекта.
• Самоопределение подростков, формирование целеполагания и планирование своего будущего. Знакомство обучающихся с профессиями – СМИ, кинопрофессии, журналистика, реклама и PR (диктор, корреспондент, журналист, редактор сайта, репортёр, фотокорреспондент, художник по рекламе, дизайнер вебсайтов, гримёр, декоратор, звукорежиссер, костюмер, режиссер-постановщик, сценарист, хореограф, продюсер, автор, редактор, актер, оператор, реквизитор, фотограф).
• В школе созданы не только все необходимые, но, одновременно, и благоприятные условия для нового направления социализации через патриотическое воспитание — так как оно не ограничено рамками одного вида деятельности и ориентировано на личностные интересы, способности ребенка, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.
Ссылки
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ГБОУ Школа №2115
Поделиться в соц. сетях