Архив воспитательных практик

Мир психологии глазами детей

Оригинальная идея проекта

Одним из самых определяющих свойств детской  или возрастной психологии первые 3-4 года жизни ребенка является центрированность мышления. Это означает, что маленький растущий человек никак не сможет посмотреть на мир с точки зрения, отличной от его собственной. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра – является для него тем ключом познания естественного мира, который открывает ребенку двери в мир его собственного «Я». В мир взаимодействия «Я», «МЫ», «ПРИРОДА». «ЛЮДИ», «РАЗВИТИЕ», «ЗНАНИЕ».  Самое интересное начинается тогда, когда ребёнок приходит в школу!  Адаптация к новым условиям обитания в школе, где важным аспектом становится позиция «МЫ- РАЗНЫЕ. НО МЫ – ВМЕСТЕ!» как нельзя лучше показывает насколько дети 1-х и 5-х классов способны к эмоционально-волевым усилиям сохранить добрые и порядочные отношения через знакомство с психологией личности. 

В основу нашего проекта для младших школьников «Мир психологии глазами детей» легли комплексные игровые занятия с детьми 1-4-х, 5-9-х классов, встречи и консультации-онлайн как для учащихся, так и для родителей. В том числе проведение игр, мастер-классов среди учащихся с различными конкурсными заданиями, танцевальными паузами (разгрузка) на переменах, просмотром видеороликов от психолога, выпусками стенгазет и плакатов, мотивирующих на позитивное отношение к миру, к окружающим, к своему «Я».

От задумки – до результата

Проект «Мир психологии глазами детей» возник неслучайно. Педагог-психолог в ходе наблюдений и бесед с детьми младшей, средней и старшей школы пришла к выводу, что в ходе межличностного взаимодействия дети первых и пятых классов особенно остро ощущают на себе все плюсы и минусы адаптации к школьной жизни. В силу особенностей индивидуального развития, воспитания многие ребята зачастую просто не способны быстро сориентироваться в мире себе подобных: кто-то более дерзок, кто-то менее смекалист, кто-то имеет сильную комплекцию и кичится ею, а кто-то слабее и вызывает у сверстников насмешки и получает обидные прозвища. Порой бывает и так, что назревают конфликты на пустом месте среди ребят, и вот уже, как снежный ком нарастают проблемы поведения у задир и слабоуспевающих, возникают конфликты среди отличников и вундеркиндов, а там могут подключиться родители, которые, не видя и понимая всю картину случившихся негативных стычек, способны только усилить накаляющиеся отношения среди детей….

Поэтому данный проект был создан 1,5 года назад с целью помочь всем участникам образовательного процесса почувствовать и понять в первую очередь самих себя, научиться слышать и слушать других, развить добрые и творческие способности, чтобы каждый смог реализовать свои самые лучшие и позитивные качества личности.

В первую очередь была начата работа с малышами, так мы называем наших первоклассников: в процессе 30-минутных динамических пауз, которые проводятся со всем классом ежедневно, психолог и классные руководители знакомят ребят с миром их чувств, эмоций в игровых презентациях и не только. Когда позволяют погодные условия, на территории школы дети осуществляют познавательные мини-тренинги, где учатся понимать свои и чужие формы поведения, правильно реагировать на них, научаются самоконтролю и произвольности. В том числе проходит усвоение таких понятий, как «мышление», «память», «ощущения». Особой популярностью стал пользоваться среди всех школьников такой формат работы, как «Стенгазета». Для разных возрастных категорий используются и разные темы визуальных обсуждений: « «Наш дружный класс». «Наша школа», «Школа будущего» (1-4 классы), «Мои любимые предметы и уроки», «Я выбираю профессию», «Дети в мире психологии — психология в мире детей» (5- 9 классы), «Готовимся к ЕГЭ/ОГЭ» (10-11 классы). 

Не менее интересно проходят встречи  в форме диспутов «Открытый микрофон», «Я учусь владеть собой» (в этом году в онлайн-формате), где вместе с классными руководителями школьники открыто и корректно высказывают своё мнение по разным проблемам, касающимся психологического здоровья как класса, так и в целом школы. Дети учатся снижать порог конфликтности между собой и со взрослыми, получают навыки саморелакса, овладевают приёмами правильного дыхания, при помощи кинезиологических упражнений учатся регулировать своё поведение и снимать стресс.

Особую популярность приобрели танцевальные паузы на переменах в школе, когда старшеклассники в помощь педагогам проводят экспресс-гимнастику для ребят начальной школы совместно с психологом. Такие элементы внутришкольного взаимодействия  обретают среди детей желание подключаться к общему танцу, чувствовать себя нужными и полезными, формируют правильное представление о дружбе, коллективизме. И заряжают позитивной энергией практически любого, кто окунётся в атмосферу танцетерапии.

Также непосредственная работа идёт и в онлайн-формате: разработанные психологом школы видеоролики на самые животрепещущие темы из жизни помогают родителям, детям и педагогам выстраивать здоровые отношения друг с другом, укрепляют веру в собственные силы и дают пищу для ума.

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Формирование комфортной психологической среды в каждом классе;

2. Развитие у детей психологических компетенций через межличностное общение, повышение уровня знаний через знакомство со своей индивидуальностью на занятиях с психологом;

3. Развитие организаторских и коммуникативных навыков учащихся, привлекаемых к организации мероприятия, развитие их навыков работы в команде;

4. Рост числа участников проекта среди учителей и школьников, увеличение количества желающих участвовать в тематических мероприятиях совместно с психологом на базе школы;

5. Актуализация учения как главного вида деятельности школьников, рост числа мотивированных к учебной деятельности учащихся;

6. Воспитание в ученическом коллективе уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса.·

Ссылки

https://1376.mskobr.ru/showAlbum/226/1192

https://1376.mskobr.ru/obrazovanie/psiholog

https://1376.mskobr.ru/articles/1780

https://1376.mskobr.ru/articles/2518

https://1376.mskobr.ru/articles/2614

https://1376.mskobr.ru/articles/2509

https://1376.mskobr.ru/articles/2512

https://1376.mskobr.ru/articles/2755

https://1376.mskobr.ru/articles/2566


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос