Москва – лучший город земли
Оригинальная идея проекта
Москва – сердце России, политический, экономический и культурный центр страны.
Это один из крупнейших мегаполисов мира, город, в котором принимались решения, влиявшие на судьбу народов всей России и многих других стран.
Москва изначально складывалась как многонациональный город. Об этом свидетельствуют сами названия московских улиц, по которым можно воссоздать национальный состав давней Москвы.
Современная Москва сохраняет статус многонационального и многоконфессионального города, в котором сохраняется тенденция увеличения численности населения.
Идея проекта заключается в воспитании у всех без исключения школьников интереса к истории, культурному и духовному наследию столицы России, в усвоении ими понятия о том, что возвышение и укрепление Москвы повлияло на историю всего русского государства.
От задумки – до результата
Работа в данном направлении началась в ГБОУ Школа1412 в 1997 году, когда отмечалось 850-летие Москвы, и предмет «Москвоведение» был включен в школьную программу.
В целях сохранения накопленных практик изучения Москвы в настоящее время были разработаны и внедрены программы дополнительного образования «Алфавитная мозаика Москвы», «Страницы истории Москвы», а также занятия в школьном музее «Защитники Отечества» в экспозиции «Москву не сдадим!».
Представляем три этапа знакомства школьников с родным городом.
I этап
Программа «Алфавитная мозаика Москвы».
Программа рассчитана на обучающихся 1х – 2х классов и включает в себя 34 занятия, которые опираются на буквы современного русского алфавита. Каждая буква является лейтмотивом для темы занятия.
Например:
А – Улица Арбат,
Б – Большой Театр,
К – Кремль, Красная площадь,
Я – Я люблю Москву.
Странички рабочих альбомов на каждом занятии школьники оформляют рисунками, записывают стихи, делают по своему желанию фотографии и макеты московских объектов. Занятия вызывают у детей живой интерес и способствуют повышению общей культуры и эрудиции.
II этап
Программа «Страницы истории Москвы».
Программа рассчитана на обучающихся 3х – 4х классов и включает в себя 34 урока. На занятиях дети узнают имена московских князей и царей, при которых росла и развивалась Москва, знакомятся с укладом жизни москвичей и православными традициями жителей древней столицы. Учащиеся продолжают вести рабочие альбомы и оформлять их иллюстрациями по каждой теме занятия. Лучшие рисунки отбираются для итогового стенда «Московские страницы». Занятия по данной программе вызывают у детей интерес к дальнейшему изучению истории Москвы и России.
III этап
Исследовательский образовательный проект «Великая отечественная война в истории улиц Москвы» направлен на изучение истории улиц столицы, названных в честь героев войны 1941-1945 годов. В ходе работы обучающиеся изучают историю создания улицы, биографию героев и историю районов города Москвы. В проекте участвуют обучающиеся 5-11 классов.
IV этап
Занятия этого этапа рассчитаны на учащихся средней и старшей школы и проводятся в музейной экспозиции «Москву не сдадим!». Экскурсии по разделу готовят активисты школьного музея. В витринах раздела документы, фотографии и личные вещи защитников Москвы грозного 1941 года. Уникальные музейные предметы поступили к нам из семейных архивов учащихся школы. Знакомство с экспозицией показывает, что владельцами этих реликвий были люди разных национальностей, которые встали на защиту Москвы вместе со всей страной.
V этап
Перспектива развития проекта «Москва – лучший город земли» разработка образовательного терренкура по району Бибирево на русском и иностранном (английском) языках, на котором обучающиеся и педагоги будут получать не только физические нагрузки, но и интересные факты об архитектуре района, об исторических памятниках и прошлом района, сведения о флоре и фауне.
Полезные эффекты от реализации проекта
Данная педагогическая практика последовательного изучения истории Москвы позволяет достичь положительных воспитательных результатов. Погружаясь в атмосферу постепенного роста и развития города, переживая вместе с ним его трудности и победы, юные жители столицы любой национальности начинают ощущать Москву родным и любимым городом. Это основа воспитания любви к своей Родине, гордости за ее достижения и победы, становление активной гражданской позиции и чувства патриотизма.
Файлы
Пособие. МОСКВА — лучший город земли…pdfПособие. МОСКВУ НЕ СДАДИМ!.pdf
Ссылки
Исследовательский образовательный проект «Великая отечественная война в истории улиц Москвы»
Поделиться в соц. сетях