Архив воспитательных практик

Мы – художники – иллюстраторы осени

Оригинальная идея проекта

С малых лет детей знакомят с художественной литературой. Дети с удовольствием слушают сказки, стихи. Иллюстрация в книге помогает ребенку понять литературный текст, представить героев произведения, дает ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи.

Рассказывание рисунками – это процесс переработки словесного образа в визуальную форму. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. Пересказ художественного текста средствами рисунка являются одним из видов речи. Для решения этой проблемы и   был создан проект ГБОУ Школа № 7 «Мы – художники-иллюстраторы».

Детская книга – результат сотворчества писателя и художника – иллюстратора. В данном творческом проекте воспитанники пробуют себя в роли художников-иллюстраторов и создают красочные иллюстрации к стихам на осеннюю тематику. Это помогает не только увидеть произведение, но и научиться эмоционально читать стихи, а в дальнейшем подробно пересказывать тексты с использованием выразительных средств произведения. 

От задумки – до результата

Работа над проектом проходит в три этапа.

Подготовительный этап.

Подбор картин об осени (ранняя, золотая, поздняя);

Средства реализации:

Иллюстрации современных художников  – детских иллюстраторов,  из сборников стихов А.С.Пушкина, Сергея Есенина, Тимофея Белозерова.

На этом  этапе  особая роль принадлежит родителям. В каждом доме есть детские книги. Перелистывая разные издания, родители вместе с детьми имеют возможность увидеть  разнообразные иллюстрации.

Подбор стихов для заучивания, изготовление мнемотаблиц, разработка методических рекомендаций для родителей.

Анализ и выбор нетрадиционных техник рисования. 

Дети еще не владеют  графическими навыками и часто сомневаются в своих художественных способностях. Нетрадиционные техники помогают снять страх нарисовать неправильно и вызывают восторг, удивление, желание работать.

Основной этап.

Беседы об осени. Рассматривание пейзажных картин, иллюстраций художников к стихам поэтов.

Анализ картин начинается с беседы для определения   личного впечатления ребенка. Беседа проводится по вопросам:

Что понравилось? Как художнику удалось передать движение воздуха на картине? Как цвет передает настроение? Какой период осени (ранняя, золотая, поздняя) представлен на картине? Где расположена линия горизонта?  Как расположены деревья на картине, какого цвета земля, небо?

Заучивание стихов.

Дети принимают позу, которая повторяется при каждом последующем чтении воспитателя: руки на столе, голова лежит на руках, глаза закрыты.

•                     Первичное чтение особо важно для восприятия текста.  

Вопросы воспитателя: понравилось? Как вы думаете, к какому жанру литературы относится это произведение: сказка, рассказ, стих? Почему?

•                     Подумайте,   о  чем идет речь в этом стихотворении? (чтение стихотворения).

•                     Какие картинки вы увидели?  Может быть, кто-то  услышал какие-то осенние шумы? (чтение стихотворения).

•                     Как вы думаете, с каким настроением нужно читать текст? Настроение меняется или нет? Работа с пиктограммами эмоций (чтение стихотворения).

•                     Какие красивые слова услышали? Что они значат? (чтение стихотворения).

Открываем мнемотаблицу.

Воспитатель «читает» по таблице, дети слушают, а затем сами «читают».
«Читают» хором по таблице, «читают» мальчики, «читают» девочки; «читает» 1 ряд, 2 ряд.
Чтение стиха по таблице по личному желанию каждого. Выступления детей предваряются объявлением конферансье о выступлении «народного артиста дошкольного отделения» — для поднятия мотивации и самооценки. Аплодисменты обязательны!
Таблица несколько дней висит на доске. В процессе ежедневного чтения стихотворение заучивается наизусть.

Занятие по рисованию начинаем с чтения стихотворения одним из «народных артистов». За чтением следует игра — драматизация «Покажи стихи руками, позой». О каких героях идет речь, кто главные герои, как их изобразить на бумаге? Кто какую часть стиха будет рисовать?
Что можно нарисовать?

Проводится схематичная фиксация мелом на доске всех вариантов.
Физкультминутка. Каждый изображает то, что будет рисовать под аккомпанемент чтения воспитателя. 
Дети рисуют простым карандашом. 
Перерыв. 
Возвращаемся к рисунку и раскрашиваем, предварительно подобрав те материалы, которые необходимы для работы.  
Анализ работ. Каждая работа по — своему хороша. Выделяем только плюсы: «У тебя деревья как живые, а у тебя ветер такой шаловливый, играет с листьями, а какая смелая ромашка!»

Полезные эффекты от реализации проекта

Данный проект позволил детям заучивать стихи по интересной методике. Дети тонко чувствуют красоту, мелодичность стихов, отмечают необычные сравнения, удивляются умению поэтов подметить необычное в повседневной жизни. А самое главное, воспитанники создали яркие иллюстрации к стихам поэтов и научились выражать чувства и эмоции, «визуализировать» представление о стихотворении. Пересказ художественного текста средствами рисунка помог каждому ребенку развить речь и обогатить словарный запас.

Для родителей участие в проекте дало возможность систематизировать   знания о художниках-иллюстраторах. Родители вместе с детьми освежили в памяти стихи поэтов и в результате совместной деятельности по рассматриванию иллюстраций, чтению стихов улучшились детско-родительские отношения.  

Педагоги выступили организаторами совместной деятельности родителей и детей. Данный проект позволил сформировать среду единомышленников, объединив семьи и педагогический коллектив. 

Файлы

иллюстрация.pptx

Ссылки


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос