Гибель атомной подводной лодки «Курск»
12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия «Дагдизель»), стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.
В августе 2000 года в Баренцевом море проходили комплексные учения сил Северного флота. АПРК «Курск» вышел в море 10 августа. 12 августа в восемь часов утра он находился в назначенном районе, о чем во время сеанса связи командир АПРК известил командный пункт (КП) флота. В полигоне подводная лодка должна была оставаться до полуночи. С 11.30 до 14.30 она должна была выполнить учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Но наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили.
Согласно официальной версии, трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26,5 секунд по московскому времени в результате взрыва, центр которого находился в месте расположения учебной, без боевого заряда, торпеды 65-76А, внутри четвертого торпедного аппарата.
За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера «Курск» указом президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
Основные памятные мероприятия, посвященные гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск», ежегодно проходят в городе Мурманске у Мемориального комплекса морякам-подводникам, погибшим в мирное время, в поселке Видяево у Мемориала подводникам, погибшим в океане, и гарнизонах базирования подводных лодок Северного флота Видяево, Гаджиево, Заозерске и Северодвинске. Они завершаются в 11 часов 28 минут сигналами корабельных тифонов и минутой молчания. В это время на всех кораблях флота приспускают флаги.
Гибель атомохода К-141 стала самой серьезной аварией в истории флота. После выводов, сделанных по итогам изучения деталей трагедии, всю процедуру спасения субмарин на флоте практически полностью обновили. Новые протоколы безопасности, новая техника и пересмотр подхода к подготовке кораблей используются ради одного — не допустить повторения такой катастрофы.
Поделиться в соц. сетях