Киберспорт. Мифы и реальность

Сегодня киберспорт – это официально признанный профессиональный вид спорта. Более пяти лет назад он получил официальный статус спортивной дисциплины. Однако родители, если их сын или дочь увлечены компьютерными играми, часто переживают: вдруг ребенок станет хуже учиться, не сможет выстроить нормальные отношения со сверстниками, испортит зрение, станет агрессивным? Специалисты развенчивают мифы и рассказывают о безопасности и пользе киберспорта.

Миф №1: играя в компьютерные игры, дети перестают уделять внимание чтению и грамотному письму

Современные компьютерные игры объединяют в себе огромный виртуальный мир, в котором встречаются такие ключевые понятия, как «сюжет», «образы героев», «пейзаж», «интерьер», «психологизм» и многое другое. Визуальные новеллы в компьютерных дисциплинах содержат тексты, которые пользователи должны внимательно прочитать, чтобы выполнить определенное задание. Сегодня в компаниях по созданию игр работают филологи и лингвисты, проверяющие текст на орфографию, пунктуацию, грамматику. Поэтому киберспорт в том числе развивает у школьников речевую и читательскую компетенции.

Миф №2: компьютерные игры вредят учебному процессу, отвлекают внимание учеников, подменяют понятия «предмет» и «объект» в обучении

Интеграция компьютерных игр в образовательный процесс приносит положительные плоды. Во-первых, ни одна компьютерная игра не обходится без качественного проработанного сюжета. Это напрямую связано с литературой. Кроме того, здесь на помощь приходит дизайн локаций, предметов, персонажей. Метапредметная связь литературы и дизайна позволяет не только сделать уроки более интересными для детей, но и повысить интерес школьников к искусству слова. Дети читают больше, для того чтобы овладеть навыками создания сюжета, особенностями композиции цифрового произведения и его жанра. Во-вторых, большинство компьютерных игр создаются на английском языке. Игроки общаются, изучая язык. Подростки часто смотрят стримы международных состязаний по киберспорту, что является также языковой практикой, тренировками по пониманию устной и письменной речи. В-третьих, любой комментатор (стример) должен обладать грамотной речью, чтобы «вести» за собой зрителя. Здесь на помощь приходят совершенно разные ключевые знания в области орфоэпии, устной речи, этики, экстралингвистических знаний. В-четвертых, многие компьютерные игры построены на исторических событиях, что позволяет историкам в школе использовать это как дополнительный материал к урокам с целью повысить интерес подростков к предмету. Наконец, на уроках информатики и программирования дети учатся создавать компьютерные игры или приложения. Искусственные языки имеют строгий синтаксис, в чем и прослеживается еще одна связь предметов «Программирование», «Информатика» и «Лингвистика».

Миф №3: детям не нужны компьютерные игры, они отнимают много времени, что мешает им хорошо учиться

В среднем допустимое время игры, по мнению специалистов, – несколько часов в день. Два-три часа занятий идут на пользу детям, помогают в учебе. Благодаря поддержке ученых компьютерные игры и приложения безопасно внедряются в образование, помогают его улучшить и сделать обучение более увлекательным, актуальным, полезным и современным.

Миф №4: киберспорт – не спорт

Распространенное ошибочное мнение. Киберспорт является официальным видом спорта в Российской Федерации: 7 июня 2016 года был опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации (ВРВС).

Миф №5: киберспорт – это несерьезно, там нет карьерного роста

Киберспорт является неотъемлемой частью отрасли «Физическая культура и спорт». В рамках спортивной деятельности (тренировочного и соревновательного процессов) существует множество профессий, в которых можно себя реализовать. Это не только сам киберспортсмен, но и тренер команды, ее менеджер, спортивный психолог, маркетолог, комментатор, спортивный судья и др.

Миф №6: киберспортсмены – замкнутые люди

Это далеко не так. Большинству киберспортивных дисциплин присуще наличие командной игры и кооперации, где в критических ситуациях необходимо решать сложные задачи в кратчайший отрезок времени. А это значит, что без правильно построенной коммуникации киберспорт­смены не смогли бы достигать высоких результатов.

Миф №7: киберспортсмены подвержены факторам риска нарушения здоровья

Подобным факторам подвержена большая часть населения. Так, менеджер, находясь в офисе, сидя за компьютером более шести часов, также подвергает себя не только развитию травм опорно-двигательного аппарата, но и гиподинамии. При наличии правильного подхода, то есть при соблюдении норм техники безопасности при работе с компьютером и перерывов на двигательную активность, и киберспорт­смен, и менеджер смогут минимизировать риски возникновения факторов нарушения здоровья.

Миф №8: киберспорт и гейминг – одно и то же. Дети просто сидят и играют в игры часами

Киберспорт – вид спорта, а значит, предусматривает тренировочный и соревновательный процессы с их регламентацией, подготовкой, спортивным отбором. Гейминг же в свою очередь представляет собой лишь увлечение компьютерными играми, и в основном является формой досуга. Важно различать эти понятия и расставлять приоритеты.

Миф №9: киберспорт – научно не обоснован и всего лишь феномен

Обратившись к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) по запросам «Киберспорт», «Компьютерный спорт», а также к зарубежным источникам (например, Scopus), можно найти сотни научных публикаций, в том числе исследовательских, по данной тематике. Кроме того, на регулярной основе проводятся научные конференции по его развитию, такие как Всероссийская научно-практическая конференция «Компьютерный спорт: проблемы и перспективы развития».

Елена АВДЕЕВА, и. о. директора КиберШколы


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос