22 февраля 2022

Педагогика мужества: чему молодежь учат героические примеры истории нашей страны

Педагогика мужества: чему молодежь учат героические примеры истории нашей страны

23 Февраля мы поздравляем всех представителей военных профессий и тех, кто прошел службу в армии, а также будущих защитников Отечества. Многие из них еще в раннем возрасте начинают готовиться к служению Родине. О том, как в столице воспитывают юных патриотов, рассказал Марат Кучушев, директор Московского центра «Патриот.Спорт».

– Марат Ряшитович, почему важно, чтобы современный школьник знал историю Отечества, ее славные страницы?

– Быть патриотом – значит знать настоящую историю страны, хранить память о ее победах и героях, отстаивать правду о событиях прошлого. Это основа российской идентичности, залог величия нации, ее развития и процветания. Искажение исторических фактов, попытки переписать историю – с этим сегодня приходится очень часто сталкиваться. Наша цель – помочь современным детям и подросткам разобраться в потоке информации, понять правду и сохранить знания о победах и подвигах дедов и прадедов.

Молодому человеку жизненно необходим пример для подражания, ориентир, который помогает делать выбор в сложных ситуациях. Одна из ключевых задач патриотического воспитания – сформировать у ребенка образ героя, оживить историю для школьников, дать им почувствовать сопричастность ей, предоставить возможность понять легендарных героев и то, что ими двигало, вело на подвиг. Важно подавать информацию правдиво, содержательно, нескучно. Исторические события не должны быть фактами из книг, а герои прошлого – портретами на стенах. Можно долго рассказывать о философии подвига и его идеологии, а можно рассказать реальные истории Александра Матросова и Зои Космодемьянской, 28 панфиловцев и кремлевских курсантов, которые вчера еще были простыми мальчиками и девочками, а через мгновение вступили в бессмертие.

– Расскажите, пожалуйста, о конкретных примерах такого подхода.

– В декабре 2021 года мы всей страной отметили важное событие – 80 лет с начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, которая стала одним из первых переломных сражений в ходе Великой Отечественной войны.

Защитить и отстоять Москву ценой собственных жизней помогли и добровольцы. Более 160 тысяч мирных жителей – рабочих, студентов, врачей и учителей – встали на защиту столицы в составе 16 дивизий. Для нашего города история Московского народного ополчения – общая гордость, боль и память. К сожалению, эта тема мало изучена, к ней нечасто обращаются на уроках. Но в последние годы ситуация начала меняться: в 2021 году в городе была официально установлена памятная дата – День Московского народного ополчения – 11 октября. Сегодня подвиг народного ополчения и судьбы защитников столицы находятся в центре внимания общества благодаря проектам правительства Москвы и Московской городской Думы. В реализации мероприятий активно участвуют образовательные, ветеранские и общественные организации столицы.

В декабре состоялись слет потомков участников народного ополчения Москвы и награждение лауреатов конкурса школьных музеев «Памяти подвига народного ополчения Москвы в битве за Москву» – совместного проекта Московской городской Думы и Департамента образования и науки города Москвы. В Зале Славы Музея Победы собрались дети, внуки и правнуки бойцов Московского народного ополчения. В онлайн-режиме к слету присоединились потомки ополченцев, проживающие в других городах и странах. Почетным гостем встречи стал Виктор Владимирович Прокофьев, который вступил в ополчение в 16 лет и оказался самым молодым среди однополчан. Ветеран пообщался со школьниками и рассказал, как попал в окружение под Вязьмой, как дошел до Варшавы и как складывалась его жизнь после войны. К сожалению, в феврале 2022 года Виктор Владимирович ушел из жизни, но очень важно, что у ребят была возможность пообщаться с ним, в его лице соприкоснуться с живой историей, узнать о Великой Отечественной войне не из учебников, а из рассказа очевидца.

Помимо этого Московский центр «Патриот.Спорт» организовал в столице акции «Памяти подвига народного ополчения». В школах, на территории которых в 1941 году проходило формирование дивизий, состоялись торжественные линейки, уроки Мужества, экскурсии и выставки в школьных музеях, встречи с потомками ополченцев.

22 января считается днем освобождения Московской области от фашистов: в 1942 году в этот день советская армия отбила у немцев Уваровку – последний оккупированный поселок в регионе. Именно в эту дату мы запустили онлайн-проект «80 лет назад. День в истории». Ежедневно до 9 Мая 2025 года мы будем публиковать в специальном разделе на сайте центра отрывки из военной хроники, приказов и документов, воспоминаний солдат, дневников и писем мирных жителей о Великой Отечественной войне, которые расскажут о том, что происходило на фронтах и в тылу, что волновало людей именно в этот день 80 лет назад. Это поможет школьникам понять, как воспринимали войну солдаты на передовой, рабочие, дети, журналисты, ученые, артисты и многие другие.

27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, студенты-волонтеры столичных колледжей провели онлайн-конференцию, посвященную этому событию, возложили цветы к Монументу Победы на Поклонной горе. Юнармейцы Москвы провели различные патронатные акции.

А в феврале юные москвичи отметили день разгрома советскими вой­сками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Они принесли цветы к памятнику Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского и присоединились к Всероссийской акции «Гвоздика на снегу», посвященной битве за Сталинград.

– Вы уделяете особое внимание важным историческим событиям. Какие даты планируется отметить в этом году?

– В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. В честь этого юбилея мы запустили образовательно-туристский проект «По пути великих открытий». Сейчас школьники-участники создают проектные и исследовательские работы на темы, связанные с историей географических открытий. Также ребята изучают маршруты экспедиций легендарного мореплавателя Витуса Беринга (в 2021 году исполнилось 340 лет со дня его рождения) и открытия знаменитого исследователя Дальнего Востока, географа, этнографа Владимира Арсеньева. В 2022 году автору всем известных книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» исполнится 150 лет. После снятия ограничений ребята вместе с педагогами разработают и пройдут туристические маршруты. В походах они будут вести записи и заниматься научной работой, а после защитят результаты исследований на конференции. Этот проект сделает судьбы и свершения великих первооткрывателей, к которым по праву относятся и Петр Великий, и Витус Беринг, и Владимир Арсеньев, близкими и понятными для ребят. Они узнают, как эти открытия повлияли на историческое, политическое, социальное и научное развитие многих стран и территорий.

В структуре Московского центра «Патриот.Спорт» работает Морской центр имени Петра Великого. Его сотрудники и воспитанники, конечно, не могут оставить юбилей первого императора России без внимания. В апреле здесь пройдет командная историческая викторина «Царь-плотник», а летом – большая парусная регата с соревнованиями на воде, разными активностями и концертом на морскую тематику. У Морского центра в этом году юбилей – осенью ему исполнится 65 лет. Центр был создан в 1957 году по инициативе исследователя Арктики Ивана Папанина, дважды Героя Советского Союза. Сегодня это современная образовательная площадка с собственной водной базой на Химкинском водохранилище. Воспитанники Морского центра учатся судовождению и занимаются парусным спортом, знакомятся с историей флота, участвуют в творческих конкурсах, занимаются спортом и киберспортивными дисциплинами, проходят начальную военную подготовку. На базе центра действуют Клуб юных морских пехотинцев имени Героя России Андрея Днепровского и Клуб юных моряков имени Героя России Константина Сомова. В них ребята изучают военную историю страны, тренируются, проходят обучение по целому ряду программ, участвуют в патриотических проектах, ходят в походы.

– Сегодня музейные программы часто становятся важной частью образовательного и воспитательного процессов. Расскажите, пожалуйста, какие проекты в этой области сейчас реализуются?

– Мы активно развиваем сотрудничество и взаимодействие с Музеем Победы. Это наш постоянный парт­нер в деле патриотического воспитания столичной молодежи. Хочется выразить особую благодарность директору музея Александру Яковлевичу Школьнику за участие и всестороннюю поддержку наших общих инициатив, совместную работу и возможность внедрения интересных и содержательных программ для ребят. Вместе мы уже реализовали целый ряд значимых проектов в области музейной педагогики.

Сейчас идет второй сезон историко-образовательного квеста «Подвиг народа». Московский центр «Патриот.Спорт» координирует его. Ежедневно более 800 ребят выполняют задания на интерактивной экспозиции площадью более трех тысяч квадратных метров. Этот уникальный проект рассказывает школьникам о жизни тех, кто в военные годы приближал Великую Победу, – рабочих, врачах, ученых, деятелях культуры. Экспозиция «Подвиг народа», ставшая основой квеста, занимает более трех тысяч квадратных метров. В основу сюжетных линий легли фото- и видеоархивы, мемуары, учебные материалы. Чтобы успешно выполнить все задания, дети должны хорошо знать отечественную историю и уметь работать в команде. Квесту «Подвиг народа» Музея Победы нет аналогов в отечественной музейной практике. Почти все экспонаты созданы из оригинальных артефактов 1940‑х годов, лишь небольшая часть воссоздана по чертежам того времени.
Тематические пространства посвящены разным этапам войны. Масштабные панорамы, голографические проекции, фильмы-реконструкции, мультимедийные комплексы с интерактивными возможностями и элементы иммерсивного театра позволят участникам проникнуться атмосферой военного времени.

В январе 2022 года в Музее Победы начал работу новый проект для школьников «Битва за Москву. Первая победа!». Это интерактивная экскурсионная программа, во время которой среди трехмерных декораций, воспроизводящих Москву до войны и во время нее, ребята могут записываться в народное ополчение, изучать подлинные документы и карты боевых действий, помогать при маскировке важных городских объектов, маршировать по Красной площади вместе с участниками легендарного парада, спасаться в бомбоубежищах и спасать других от снарядов.

Ежегодно в экскурсиях, квестах и образовательных программах в музейных пространствах участвуют тысячи столичных школьников. Совместные проекты с Московским центром «Патриот.Спорт» реализуют Государственный исторический музей, Музей обороны Москвы, Центральный музей Вооруженных сил РФ, Музей современной истории России, Музей космонавтики, парк «Патриот», музеи Российского военно-исторического общества, ДОСААФ России и др.

– Собственные музеи есть практически в каждой школе Москвы. Как они используются в патриотическом воспитании?

– Школьные музеи успешно действуют как образовательные и одновременно воспитательные площадки. В музее важны не только знания, которые можно почерпнуть из экспозиции, но и атмосфера, которую создает сочетание экспонатов, документов, фотографий. Память в музеях оживает.

Ребята с большим удовольствием вступают в актив школьных музеев, а их только военно-исторической направленности более 800, вместе с наставниками организуют музейные уроки и выставки, собирают артефакты. Сейчас Московский центр «Патриот.Спорт» работает над формированием единого стандарта школьного музея города Москвы. Мы поддерживаем цифровизацию фондов и техническое переоснащение, проводим для педагогов и музейного актива семинары, где учим работать с новыми технологиями и подходами. Например, в музее Московского государственного образовательного комплекса настоящие экспонаты успешно сочетаются с технологиями дополненной реальности. А в столичной школе №1476 ребята из музейного актива занимаются 3D-моделированием и дополняют экспозицию прототипами исторических объектов собственной разработки.

Лучшие музейные педагогические практики мы поддерживаем и стараемся транслировать на всероссийский уровень. И, конечно, мы проводим общегородские музейные мероприятия для школьников и учителей.

Прямо сейчас продолжается прием заявок на конкурс «Школьный музей: новые возможности» и фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Их участники могут по-новому взглянуть на школьные музеи и библиотеки, дать свои предложения о том, как эти пространства сделать площадками для творческого самовыражения, и реализовать собственные инициативы по их развитию. Библио­марафоны, акции, конкурсы, квесты, выставки и другие мероприятия, которые школы проводят в рамках наших проектов, делают обучение более интересным и наглядным, а учителям предоставляют возможности для внедрения новых методик и технологий.

– С каждым годом на улицах Москвы, на праздниках и вахтах памяти мы видим все больше юношей и девушек в красивой военной форме – кадет и юнармейцев. Кто они, эти ребята?

– «Кадетский класс в московской школе» – образовательный проект Департамента образования и науки города Москвы. Он динамично развивается: в 2014 году, в самом начале проекта, в столице было около 8,5 тысячи кадет, на сегодняшний день кадетские классы созданы в 261 образовательной организации столицы, и в них учатся более 27 тысяч человек.

Кадетство плотно интегрировано в учебный процесс – с 7‑го класса, момента поступления, ребята не только осваивают основную школьную программу, но и занимаются дополнительным образованием: углубленно изучают историю России, иностранные языки, проходят специальную спортивную подготовку, занимаются наукой и творчеством, осваивают программы предпрофессиональной подготовки в рамках соглашений, заключенных с различными министерствами и ведомствами. В старших классах кадеты участвуют в программах профориентации, которые проходят на базе вузов-партнеров. В 2020‑2021 учебном году стартовал образовательный проект «Кадетский навигатор», который реализуется в рамках сетевого взаимодействия Московского центра «Патриот.Спорт» и ведущих высших учебных заведений столицы. На сегодняшний день московские кадеты имеют возможность получить дополнительное образование по 20 дополнительным общеобразовательным программам кадетского профиля. Ребята пробуют себя в профессиях, получают первые практические навыки и знания.

Важным проектом в сфере патрио­тического воспитания является координация деятельности регионального отделения общественного движения «Юнармия», в котором состоят более 32 тысяч школьников и студентов Москвы. У ребят есть уникальная возможность пройти обучение по специализированной программе «Московский юнармеец». Она состоит из четырех модулей: «Спасение и выживание в чрезвычайных ситуациях», «Открытое небо», «Юнги Юнармии», «Юный защитник Отечества». С 2017 года программу освоили свыше девяти тысяч юнармейцев.

Юнармия позволяет школьникам получать всестороннее развитие не только по военно-патриотическому направлению, но и в сфере культуры, профессиональной ориентации. Ребята ходят в музеи, проводят патронатные акции, готовят творческие номера на исторические темы, учат младших школьников, участвуют в интеллектуальных викторинах и конкурсах, спортивных соревнованиях, киберспортивных чемпионатах, играют в КВН. Юнармия – это программа ежедневного личностного роста.

– Но Юнармия и кадетство заканчиваются вместе со школой, и юношам приходит время отправляться в армию – проходить службу в Вооруженных силах. Помогает ли им ранее полученный опыт?

– Безусловно! Более того, у каждого участника движения есть книжка юнармейца, которая дает преференции при поступлении в вузы Министерства обороны и позволяет выбрать род войск при военной службе по призыву. Но больше всего об армии школьники узнают на пяти­дневных учебных сборах. Это главное направление допризывной подготовки. Юноши – десятиклассники и второкурсники колледжей – изучают воинские уставы, получают физическую, тактическую, строевую, военно-медицинскую, огневую подготовку, выполняют нормативы по радиационной, химической, биологической защите.

Сборы проводят на базе воинских частей и специализированных центров. Один из них – оздоровительно-образовательный центр «Патриот» – собственная площадка Московского центра «Патриот.Спорт». Это загородная территория, на которой есть все необходимое для проживания и обучения: классы, спальные корпуса, стадион, спортивные площадки, строевой плац, полосы препятствий, пневматический и лазерный тиры и многое другое.

Часть юных москвичей участвует в сборах в учебно-методическом центре «Авангард». В нем особое внимание уделяют современным технологиям. Учебные программы базируются на игровой модели, в рамках которой ребята взаимодействуют с «искусственным разумом» «Авангарда» и выполняют задачи в рамках разных сценариев. Кроме того, в «Авангарде» они занимаются на различных тренажерах, в том числе виртуальной реальности.

Большую роль в популяризации военной службы играет киберспортивное направление. Мы ежегодно проводим турниры по кибербезопасности и хакатоны для кадет, юнармейцев и других школьников. Компьютерный спорт развивает скорость реакции и усвоения информации, тренирует умение стратегически мыслить и быстро принимать тактические решения, внимательность, способность эффективно работать в команде и предугадывать действия соперников. Все эти качества необходимы как призывнику, так и будущему профессиональному военному.

В 2020 году состоялся турнир по кибербезопасности «Эшелонированная оборона», организованный Московским центром «Патриот.Спорт» совместно с Департаментом информационных систем Министерства обороны Российской Федерации и научно-производственным объединением «Эшелон». Его цель – выявление и поощрение лучших юных специалистов в области кибербезопасности. Более 100 команд школьников из 27 городов России выявляли уязвимости в программах, управляли компьютерными сетями, занимались криптографией. Для заинтересованных школьников, в том числе участников киберспортивных проектов нашего центра, это прекрасная возможность реализовать свой потенциал. А в 2021 году мы совместно с партнерами организовали турнир «Киберармия» на Международном форуме «Армия»-2021.

– В контексте патриотического воспитания мы много говорим о расширении багажа исторических знаний, военной и спортивной подготовке. А какие еще направления работы с молодежью развивает Московский центр «Патриот.Спорт»?

– Патриотическое воспитание неразрывно связано с общекультурным. Мы активно поощряем творческий поиск у ребят. В этом учебном году Московский центр «Патриот.Спорт» впервые запустил кадетско-юнармейский фестиваль «Тебе, столица, наши юные таланты». Он стал преемником фестиваля «Кадетская звездочка», который мы проводили в столице больше 10 лет, и юнармейского музыкального фестиваля. Теперь было принято решение изменить и расширить формат, дать подросткам новые возможности для самовыражения и увеличить количество номинаций: теперь продемонстрировать свои таланты могут начинающие музыканты, чтецы, фотографы, режиссеры и даже экскурсоводы – в фестивале 11 номинаций.

Говоря о самовыражении и воспитании, нельзя не упомянуть школьное волонтерство, которое курирует в столице Московский центр «Патриот.Спорт». В столичной системе образования сейчас действует свыше 550 волонтерских отрядов, а это более 39 тысяч школьников и студентов колледжей. У наших волонтеров ежедневно происходит что-нибудь интересное: ребята вместе с педагогами придумывают и проводят патронатные, социальные, экологические, культурные и другие добровольческие акции, мероприятия. А мы поддерживаем и координируем их, помогаем новым отрядам сделать первые шаги в волонтерском движении, организуем обмен опытом и лучшими практиками.

Главная цель всей нашей работы – сделать патриотическое воспитание интересным, понятным и живым. Поэтому мы сочетаем традиционные и современные технологии и формы работы. Настоящий патриот должен помнить прошлое своей страны, активно интересоваться ее настоящим и постоянно развиваться, чтобы сделать вклад в ее будущее.

Лариса ЛИХАЧЕВА


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос