Большая перемена

Общешкольная квест-игра «Жизнь и победа!»

Оригинальная идея проекта

В течение последнего пятилетия в Школе № 1506 сложилась традиция проведения командных соревнований, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Соревнования проводятся в формате квест-игры, где каждая команда должна не только показать знания основ безопасности жизнедеятельности, но и проявить хорошую физическую подготовку, сплоченность, командный дух и волю к победе.

Эта воспитательная практика имеет следующие целевые ориентиры:

— популяризация знаний по безопасности жизнедеятельности, навыков оказания первой помощи;

— привлечение детей и подростков к регулярным занятиям спортом, формирование ответственного отношения к собственному здоровью, поддержка стремления оказывать помощь своим товарищам;

— повышение спортивного мастерства обучающихся, определение сильнейших команд и участников, комплектование сборной команды школы для участия в окружных и городских соревнованиях;

— совершенствование гражданско-патриотического воспитания через использование современных форм работы со школьниками;

— развитие ученического самоуправления, поддержка инициативы обучающихся.

Задачами настоящего проекта являются:

1. Знакомство с правилами безопасности в школе и дома. Формирование у детей ответственного отношения к вопросам безопасности. 

2. Актуализация школьных знаний по ОБЖ, тренировка их практического применения. 

4. Расширение кругозора, формирование современных компетенций обучающихся через включение в разнообразные виды деятельности: поисковую, презентационную, просветительную, творческую, спортивную. 

5. Развитие познавательной активности и умения самостоятельно действовать в случае возникновения ЧС, закрепление навыков соблюдения правил безопасного поведения. 

6. Воспитание активной жизненной позиции. 

7. Поддержание целостного восприятия окружающего мира и себя в нем. 

Участники квест-игры – обучающиеся 5 – 11 классов Школы № 1506.

От задумки – до результата

В основе каждого общешкольного мероприятия, праздника, игры лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание мероприятия, раскрытию ее служат продуманные этапы, действия команд и судей, музыкальное и художественное оформление.

Идея квест-игры раскрывается на доступном детям материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому мы разработали положение о проведении общешкольной квест-игры, которое понятно обучающимся начиная с пятого класса. 

Деятельность по подготовке и проведению общешкольной квест-игры включает ряд этапов.

Первый этап — разработка положения игры, выбор темы, которая  определяется всей системой воспитательной работы школы в текущем учебном году.

Второй этап — организация подготовки к общешкольной игре. В подготовительный период планируются и выполняются работы по организации и проведению занятий и консультаций с командами классов, инструктажу судей, оформлению спортивного зала и других помещений. В процессе подготовки к общешкольной игре предусматриваются разные виды деятельности учащихся — массовые, групповые, индивидуальные.

Третий этап — проведение общешкольной игры. Успешность проведения игры зависит от хорошей и четкой ее организации, уровня готовности к участию в игре учеников и педагогов.

Четвертый этап — анализ и обсуждение общешкольной игры в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.

Подготовка к общешкольной квест-игре должна начинаться не менее чем за месяц до ее проведения, она осуществляется по специально разработанному плану и органично включается в учебно-воспитательный процесс школы.

Важным является четкое распределение ролей между организаторами и участниками мероприятия. На этапе подготовки к общешкольной игре активисты Совета старшеклассников совместно с учителем ОБЖ планируют количество и содержание этапов (в зависимости от количества классов в школе), готовят необходимое оборудование, оказывают помощь классным руководителям в подготовке команд каждого класса,  разрабатывают правила прохождения каждого этапа и возможные штрафные очки, в день проведения игры осуществляют судейство на каждом этапе по разработанным параметрам. В обязанности актива игры – представителей Совета старшеклассников под руководством учителя ОБЖ и входит:

• разработка положения общешкольной игры и распределение судей на этапах;

• разработка плана подготовки общешкольной игры (занятий и консультаций с командами классов, инструктаж судей и др.);

• организация оформления помещений для проведения квест-игры;

• организация и проведение общешкольной игры;

• участие в методическом анализе общешкольной игры, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;

• участие в обсуждении результатов общешкольной игры с учащимися.

Отдельную роль выполняют учителя – классные руководители, ответственные за подготовку класса к общешкольной игре. Они знакомят свои классы с положением об игре и помогают в формировании команды класса и ее подготовке к участию в этапах, проходят весь маршрут вместе со своим классом: командой и болельщиками.

В обязанности классных руководителей входит: 

• разъяснение значения традиционной общешкольной квест-игры: она проводится ежегодно в конце апреля – начале мая и посвящается празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне,

• учет процесса подготовки к игре в календарном и поурочном планировании;

• разъяснение учащимся правил игры, поведения, соблюдения правил безопасности на каждом этапе и во время проведения игры в целом;

• изучение пожеланий, интересов и склонностей учащихся при формировании команды класса и действий на этапах игры;

• участие классных руководителей в сопровождении класса к этапам и нахождение с классом на протяжении всей игры;

• проведение с учащимися обсуждения общешкольной квест-игры.

Все классы проходят подготовленный маршрут в строгом порядке в соответствии со своим маршрутным листом. В частности, в 2020 году активом игры был разработан следующий маршрут: 

1. ПЕРЕВЯЗКА 

2. ВСЕЗНАЙКА 

3. ПРИВЕТСТВИЕ 

4. СКАКАЛКА 

5. 3D ПАУТИНА 

6. ДАРТС 

7. ПЕРЕНОСКА НА НОСИЛКАХ 

8. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ БОЛОТО 

9. АКВАТОРИЯ

10. НАЕЗДНИКИ

11. НАДЕВАНИЕ ОДЕЖДЫ ПРОТИВОХИМИЧЕСОЙ ЗАЩИТЫ

12. СБОРКА И РАЗБОРКА АВТОМАТА АК-103 м.

Общешкольную игру целесообразно проводить во всех свободных  помещениях — спортивном зале, холлах, рекреациях и др. 

Основные виды деятельности обучающихся при участии в созданной нами квест-игре связаны с физическим развитием, гражданско-патриотическим воспитанием, формированием ответственного отношения к здоровью и безопасности жизни.

Полезные эффекты от реализации проекта

Использование формата квест-игры – это освоение детьми жизненно-необходимых навыков в  процессе игровой деятельности. 

Положительное влияние нашей общешкольной игры на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в классе, в школьном коллективе в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов деятельности, с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к общешкольной квест-игре существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и навык общения.

Реализация проекта способствует формированию умений и навыков, необходимых для  безопасного поведения: выносливость, хорошая реакция, умение выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность. 

В результате реализации проекта растёт творческая активность обучающихся, их инициативность и навыки командного взаимодействия. Осознание важности порученного дела поднимает ребят в собственных глазах, способствует повышению самооценки. 

Наша воспитательная практика — это полезная совместная работа детско-учительского коллектива школы под девизом «Научился сам – научи другого!».

Таким образом, проект «Общешкольная квест-игра «Жизнь и победа!» является полезным не только лично для его участников, но и для сплочения классных коллективов, для формирования актива старшеклассников. Ежегодно проект объединяет более 1,5 тысяч обучающихся 5-11 классов и их классных руководителей. Он может быть масштабирован и тиражирован другими образовательными организациями, которые ставят себе задачи повышения культуры безопасности жизнедеятельности, развития спорта и здорового образа жизни, совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания  и активизации ученического самоуправления. 

Ссылки

https://gym1506.mskobr.ru/articles/4651

https://gym1506.mskobr.ru/articles/4990

https://gym1506.mskobr.ru/articles/5404


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос