Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»
Оригинальная идея проекта
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – это новый формат образовательного мероприятия, поскольку школьники, отвечая на вопросы, приобретают новые знания, а не демонстрируют уже имеющиеся. Это проект для московских школьников, который позволяет расширить кругозор, узнать много нового о Москве и её истории, а также о культуре России, её истории, традициях, познакомиться с разными областями знаний – искусством, литературой, историей, космосом, музыкой, биологией, географией и др., посещая музеи, парки и усадьбы. Задавая школьнику познавательный вопрос, мы можем не только заинтересовать его тематикой музея, но и мотивировать к дальнейшему самостоятельному исследованию этой сферы.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – яркий пример интеграции музейной педагогики в систему основного и дополнительного образования. Она не только даёт новые знания, но и открывает детям мир музеев, учит взаимодействовать с экспозицией, понимать её, самостоятельно искать в ней нужную им информацию. Олимпиада показывает, что музеи – это очень увлекательно и интересно! Участники открывают для себя новые уголки Москвы, новые музеи, парки и усадьбы, на которые раньше, возможно, не обращали внимания.
От задумки – до результата
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» появилась по инициативе Департамента образования и науки города Москвы и Департамента культуры города Москвы. Была поставлена задача разработать такую олимпиаду, которая ближе познакомила бы школьников с Москвой, а также с московскими музеями. В результате появилась Олимпиада, задания которой охватывают все тематики и все предметы, связывая их между собой.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» является масштабным проектом, в котором работа ведется весь год – с июня по май.
Подготовка (июнь – август)
– Этот этап начинается с актуализации инструкций для сотрудников музеев. В инструкциях указаны требования к заданиям для участников, порядок проведения Олимпиады в музеях и действия сотрудников.
– Затем музеи, парки и усадьбы, желающие войти в число площадок проведения Олимпиады, подают заявки на участие. Чтобы школьники получили качественный образовательный контент, новые музеи тщательно проверяет специальная комиссия. Музеи разрабатывают вопросы по экспозициям, а члены методической комиссии проводят экспертизу заданий и совместно с сотрудниками музеев дорабатывают их.
– Одновременно идет подготовка правил Олимпиады для участников к новому сезону: добавление новых положений, модернизация и улучшение имеющихся.
Проведение (сентябрь – март)
Основной этап Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» включает в себя три тура:
– вводный тур «Разминка»;
– заочный тур «Музейное приветствие»;
– очный тур «Музейный водоворот».
Участвовать в Олимпиаде можно индивидуально или командой.
Вводный тур является заявкой от школьника на участие в Олимпиаде и состоит из 10 общих вопросов о Москве. Участники отвечают на них онлайн.
После прохождения вводного тура участники приступают непосредственно к выполнению заданий по площадкам. Сначала школьники знакомятся с тематикой музеев и усадеб, отвечая на вопросы заочного тура «Музейное приветствие» на сайте Олимпиады, а затем выполняют задания очного тура «Музейный водоворот», изучая экспозиции музеев и усадеб или гуляя по паркам. Задания очного тура составлены таким образом, что они мотивируют учащихся к самостоятельному исследованию экспозиции. Каждый участник самостоятельно выбирает, на задания по каким музеям, паркам и усадьбам отвечать. К сезону 2020–2021 учебного года к Олимпиаде присоединилось более 200 музеев, которые для удобства разбиты на сайте на тематические группы. Таким образом, каждый может поставить себе цель, какие площадки и в каком количестве посетить за сезон.
Подведение итогов (апрель)
По итогам Основного этапа определяются победители и призеры, которые награждаются электронными дипломами. Все участники Олимпиады получают электронные сертификаты. Помимо Основного этапа учащиеся могут проявить себя в номинациях. Номинации – это различные способы сложения набранных баллов. Большое количество номинаций дает возможность всем школьникам показать себя именно в той области, которая им наиболее интересна, выбирая для посещения парки, усадьбы и музеи определенной тематики, например, исторические, биологические, радио-космические, театральные и другие.
Финальная призовая игра (май)
Призовая игра – это интеллектуальная прогулка по одному из исторических районов Москвы. На нее приглашаются участники из числа победителей Основного этапа Олимпиады, набравшие необходимое количество баллов. В течение всего сезона разрабатываются путеводители с полезной информацией, а также индивидуальные маршруты по интересным объектам для каждой возрастной категории. Участники самостоятельно находят заданные точки на карте, затем прокладывают маршрут и идут по нему. Это развивает навыки ориентирования в городе. По каждому загаданному месту школьники отвечают на образовательный вопрос, знакомясь с особенностями архитектуры, историей зданий и памятников Москвы. Призовая игра – это отличный способ хорошо провести время, насладиться пешей прогулкой, попутно узнавая интересные факты о родном городе, выполняя задания и разгадывая загадки.
Закрытие Олимпиады и Фестиваль музеев (май)
В конце мая проходит Торжественное закрытие Олимпиады, на котором награждаются суперпобедители в номинациях, победители и призёры Финальной призовой игры. Участники награждаются не только грамотами, но и призами, специально подготовленными Оргкомитетом. Например, в сезоне Олимпиады 2018–2019 учебного года участники получили книжку «История Москвы. Раскраски. Головоломки. Загадки», содержащую задания разных уровней сложности. А в сезоне 2017–2018 учебного года для школьников была подготовлена настольная игра «Директор музея», которая познакомила их с экспонатами ведущих музеев.
Чтобы участники не скучали в ожидании награждения, проводится Фестиваль музеев. На нём представлены площадки от музеев, участвующих в Олимпиаде, которые организуют для участников мастер-классы, викторины, игры, лекции и интерактивные занятия.
Конкурсы
Кроме основных мероприятий Олимпиады проводятся также конкурсы различных тематик. Большинство конкурсов проходит в дистанционном формате, что особенно важно сейчас, когда у школьников нет возможности посещать музеи очно. В мае 2020 года прошел конкурс «Кадры войны», в рамках которого учащиеся знакомились с историей и событиями Великой Отечественной войны через просмотр фильмов, мультфильмов, изучение фотографий, карт и других материалов. В ноябре 2020 года прошел конкурс «По музеям в тапочках», познакомивший участников с виртуальными экспозициями и выставками музеев, которые не являются площадками Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Таким образом, школьники, хоть и дистанционно, имели возможность изучить коллекции музеев и получить новые знания.
Полезные эффекты от реализации проекта
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» способствует:
– всестороннему развитию школьников;
– культурному просвещению;
– приобщению к культурному наследию, знакомству с культурой и искусством России, историей страны и города;
– формированию универсальных учебных действий;
– расширению кругозора;
– усвоению норм поведения при посещении культурных объектов.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» формирует:
– навыки работы с информацией, чтения материалов, умения вычленять главное и понимать смысл написанного;
– умение работать с экспозицией;
– навыки командной и самостоятельной работы;
– умение анализировать музейные предметы и получать из них нужную информацию;
– умение ориентироваться на местности и в городе;
– потребность и желание посещать музеи;
– навыки сопоставления и проведения аналогий.
Файлы
Задания вводного тура для 3–4 классов 2018–2019 учебного года.pdf
Задания Финальной призовой игры Красный маршрут, 2019 год.pdf
Примеры заданий конкурса По музеям в тапочках 5–7 классы.pdf
Видео
Ссылки
Сайт Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»
Страница Олимпиады на сайте Олимпиада.ру
Сайт Центра педагогического мастерства, который является координатором Олимпиады
Поделиться в соц. сетях