Архив воспитательных практик

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

Оригинальная идея проекта

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – это новый формат образовательного мероприятия, поскольку школьники, отвечая на вопросы, приобретают новые знания, а не демонстрируют уже имеющиеся. Это проект для московских школьников, который позволяет расширить кругозор, узнать много нового о Москве и её истории, а также о культуре России, её истории, традициях, познакомиться с разными областями знаний – искусством, литературой, историей, космосом, музыкой, биологией, географией и др., посещая музеи, парки и усадьбы. Задавая школьнику познавательный вопрос, мы можем не только заинтересовать его тематикой музея, но и мотивировать к дальнейшему самостоятельному исследованию этой сферы.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – яркий пример интеграции музейной педагогики в систему основного и дополнительного образования. Она не только даёт новые знания, но и открывает детям мир музеев, учит взаимодействовать с экспозицией, понимать её, самостоятельно искать в ней нужную им информацию. Олимпиада показывает, что музеи – это очень увлекательно и интересно! Участники открывают для себя новые уголки Москвы, новые музеи, парки и усадьбы, на которые раньше, возможно, не обращали внимания.

От задумки – до результата

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» появилась по инициативе Департамента образования и науки города Москвы и Департамента культуры города Москвы. Была поставлена задача разработать такую олимпиаду, которая ближе познакомила бы школьников с Москвой, а также с московскими музеями. В результате появилась Олимпиада, задания которой охватывают все тематики и все предметы, связывая их между собой.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» является масштабным проектом, в котором работа ведется весь год – с июня по май. 

Подготовка (июнь – август)

– Этот этап начинается с актуализации инструкций для сотрудников музеев. В инструкциях указаны требования к заданиям для участников, порядок проведения Олимпиады в музеях и действия сотрудников.
– Затем музеи, парки и усадьбы, желающие войти в число площадок проведения Олимпиады, подают заявки на участие. Чтобы школьники получили качественный образовательный контент, новые музеи тщательно проверяет специальная комиссия. Музеи разрабатывают вопросы по экспозициям, а члены методической комиссии проводят экспертизу заданий и совместно с сотрудниками музеев дорабатывают их.
– Одновременно идет подготовка правил Олимпиады для участников к новому сезону: добавление новых положений, модернизация и улучшение имеющихся.

Проведение (сентябрь – март)

Основной этап Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» включает в себя три тура:

– вводный тур «Разминка»; 
– заочный тур «Музейное приветствие»; 
– очный тур «Музейный водоворот». 

Участвовать в Олимпиаде можно индивидуально или командой.

Вводный тур является заявкой от школьника на участие в Олимпиаде и состоит из 10 общих вопросов о Москве. Участники отвечают на них онлайн.

После прохождения вводного тура участники приступают непосредственно к выполнению заданий по площадкам. Сначала школьники знакомятся с тематикой музеев и усадеб, отвечая на вопросы заочного тура «Музейное приветствие» на сайте Олимпиады, а затем выполняют задания очного тура «Музейный водоворот», изучая экспозиции музеев и усадеб или гуляя по паркам. Задания очного тура составлены таким образом, что они мотивируют учащихся к самостоятельному исследованию экспозиции. Каждый участник самостоятельно выбирает, на задания по каким музеям, паркам и усадьбам отвечать. К сезону 2020–2021 учебного года к Олимпиаде присоединилось более 200 музеев, которые для удобства разбиты на сайте на тематические группы. Таким образом, каждый может поставить себе цель, какие площадки и в каком количестве посетить за сезон.

Подведение итогов (апрель)

По итогам Основного этапа определяются победители и призеры, которые награждаются электронными дипломами. Все участники Олимпиады получают электронные сертификаты. Помимо Основного этапа учащиеся могут проявить себя в номинациях. Номинации – это различные способы сложения набранных баллов. Большое количество номинаций дает возможность всем школьникам показать себя именно в той области, которая им наиболее интересна, выбирая для посещения парки, усадьбы и музеи определенной тематики, например, исторические, биологические, радио-космические, театральные и другие.

Финальная призовая игра (май)

Призовая игра – это интеллектуальная прогулка по одному из исторических районов Москвы. На нее приглашаются участники из числа победителей Основного этапа Олимпиады, набравшие необходимое количество баллов. В течение всего сезона разрабатываются путеводители с полезной информацией, а также индивидуальные маршруты по интересным объектам для каждой возрастной категории. Участники самостоятельно находят заданные точки на карте, затем прокладывают маршрут и идут по нему. Это развивает навыки ориентирования в городе. По каждому загаданному месту школьники отвечают на образовательный вопрос, знакомясь с особенностями архитектуры, историей зданий и памятников Москвы. Призовая игра – это отличный способ хорошо провести время, насладиться пешей прогулкой, попутно узнавая интересные факты о родном городе, выполняя задания и разгадывая загадки.

Закрытие Олимпиады и Фестиваль музеев (май)

В конце мая проходит Торжественное закрытие Олимпиады, на котором награждаются суперпобедители в номинациях, победители и призёры Финальной призовой игры. Участники награждаются не только грамотами, но и призами, специально подготовленными Оргкомитетом. Например, в сезоне Олимпиады 2018–2019 учебного года участники получили книжку «История Москвы. Раскраски. Головоломки. Загадки», содержащую задания разных уровней сложности. А в сезоне 2017–2018 учебного года для школьников была подготовлена настольная игра «Директор музея», которая познакомила их с экспонатами ведущих музеев. 

Чтобы участники не скучали в ожидании награждения, проводится Фестиваль музеев. На нём представлены площадки от музеев, участвующих в Олимпиаде, которые организуют для участников мастер-классы, викторины, игры, лекции и интерактивные занятия.

Конкурсы

Кроме основных мероприятий Олимпиады проводятся также конкурсы различных тематик. Большинство конкурсов проходит в дистанционном формате, что особенно важно сейчас, когда у школьников нет возможности посещать музеи очно. В мае 2020 года прошел конкурс «Кадры войны», в рамках которого учащиеся знакомились с историей и событиями Великой Отечественной войны через просмотр фильмов, мультфильмов, изучение фотографий, карт и других материалов. В ноябре 2020 года прошел конкурс «По музеям в тапочках», познакомивший участников с виртуальными экспозициями и выставками музеев, которые не являются площадками Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Таким образом, школьники, хоть и дистанционно, имели возможность изучить коллекции музеев и получить новые знания. 

Полезные эффекты от реализации проекта

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» способствует:

– всестороннему развитию школьников;
– культурному просвещению;
– приобщению к культурному наследию, знакомству с культурой и искусством России, историей страны и города;
– формированию универсальных учебных действий;
– расширению кругозора;
– усвоению норм поведения при посещении культурных объектов.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» формирует:

– навыки работы с информацией, чтения материалов, умения вычленять главное и понимать смысл написанного;
– умение работать с экспозицией;
– навыки командной и самостоятельной работы;
– умение анализировать музейные предметы и получать из них нужную информацию;
– умение ориентироваться на местности и в городе;
– потребность и желание посещать музеи;
– навыки сопоставления и проведения аналогий.

Файлы

Задания вводного тура для 3–4 классов 2018–2019 учебного года.pdf

Задания Финальной призовой игры Красный маршрут, 2019 год.pdf

Примеры заданий конкурса Кадры войны 10 класс, по фильму Семнадцать мгновений весны (1973, реж. Т. Лиознова).pdf

Примеры заданий конкурса По музеям в тапочках 5–7 классы.pdf

Видео

Ссылки

Сайт Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»

Страница Олимпиады на сайте Олимпиада.ру

Сайт Центра педагогического мастерства, который является координатором Олимпиады


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос