Архив воспитательных практик

Организация ежемесячного классного печатного издания

Оригинальная идея проекта

Идея организации на базе школы ежемесячного классного печатного издания возникла в результате рефлексии по поводу того, как интересно и оригинально можно было бы вести воспитательную работу в классе, ориентируясь при этом на междисциплинарную интеграцию в образовательном процессе.

Название газеты такое же, как и название класса — «Ладья». Оно взято неслучайно. ЛАД  — синоним гармонии, мира между людьми. А составляющей частью этой гармонии и равновесия является каждый в отдельности член команды – творческая оригинальная неповторимая единица. В итоге – единение: ЛАД и Я. Хотим обратить внимание, что эту газету создают учащиеся начальной школы.

При реализации проекта на первый план выступают следующие задачи:

1) способствовать укреплению дружеских отношений в коллективе, воспитанию чувства взаимовыручки и ощущения себя частью целого со своими одноклассниками и учителем;

2) развивать любознательность и самообразование, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность грамотно и красиво излагать свою мысль, описывать события, делать выводы, сопоставлять явления, уметь  передать произошедшее в письменной форме, приближенной к художественному стилю изложения;

3) осозновать такие понятия, как ответственность, прилежание, самоорганизация, работа в команде; 

4)  формировать самопроизвольность творческой деятельности (написание статьи хоть и является непростой задачей для учащегося начальной школы, но предполагает мощнейшую сопутствующую мотивацию, заставляющую искать, пробовать, оттачивать, экспериментировать).

От задумки – до результата

Специфика печатаного издания

Если коротко, то создание нового номера выглядит следующим образом: анализ и выстраивание алгоритма, структуризация будущего выпуска. Проработка  каждой статьи с выбором фотоматериала, сбор рукописных  текстов, наполнение  иллюстративными  и фотоматериалами, перевод рукописного текста в электронный, вёрстка материала, печать тиража. Подготовка и проведение презентации с привлечением видеотрансляций и выступлений министра печати, редактора, аналитиков, музыкантов и чтецов.

Печатное издание «Ладья» совместило в себе деятельность детей, создателей газеты, и особую педагогическую модель, поскольку процесс инициируется учителем и развивается под его руководством.

Этапы работы над созданием школьной газеты

Создание школьной газеты в оригинале включает в себя следующие этапы: создание редакции, определение названия газеты, разработка эскиза колонтитула, тематическое планирование, сбор информации и написание материалов, набор материалов, верстка, корректура, оригинал-макет газеты, тиражирование и распространение.

Издание «Ладьи» — очень необычный проект, поскольку юным корреспондентам совсем недавно исполнилось 9 лет. Понятно, что они просто не в состоянии самостоятельно справиться со многими вопросами, встающими на этапах подготовки нового выпуска. Именно поэтому сейчас основная работа над изданием лежит на главном редакторе, подготовка статей зачастую проводится с привлечением родителей. Предполагается, что по мере взросления журналистов ведущая роль редактора будет постепенно сменяться руководящей деятельностью редколлегии. Обязанности будут делегироваться. Если сейчас функционирует модель: редактор – министр печати/редколлегия – родители – журналисты , то в будущем хочется прийти к модели: министр печати/редколлегия – журналисты – родители —  редактор. При условии сохранения благоприятных условий работы впереди очень много: наборщик, верстальщик – это всё пока главный редактор. 

Так что же мы имеем на данном этапе?  Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Читатели должны воспринимать газету не только как поставщика интересной информации, но и с точки зрения интересных, оригинальных способов подачи этой информации

Темы выпусков, вышедших с октября 2019 по ноябрь 2020:

1.               Октябрь, 2019  – «В мире фантазий» — здесь основной упор был сделан на творческие работы наших корреспондентов (сказки, стихи, анекдоты, рассказы, картины)

2.             Ноябрь, 2019  – «Ученье – свет». Тема выпуска связана и с фестивалем наук, и со школой в целом, и с творчеством интересных людей, с которыми мы познакомились в ноябре.

3.                 Декабрь, 2019 – «В ожидании чуда»

4.                 Январь, 2020  – «Запах Нового Года»

5.                 Февраль, 2020  – “ПРОВОДЫ ЗИМЫ”

6.                 Март-Апрель, 2020  — “КАРАНТИННАЯ ЛИРИКА”

7.                Май, 2020 — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЁННЫЙ 75 — ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 гг. 

8.                 Ноябрь, 2020 – «Мама — главное слово»

После того, как редколлегия «Ладьи» определится с темой предстоящего выпуска, намечается план действий. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал, который может быть использован. 

Особое место уделяется обсуждению удач ребят. Обязательно после тиражирования номера газеты устраивается презентация. Для ребят это очень важно. Пока они ещё совсем малы, поэтому момент критики отложен редактором на более поздний срок. 

Когла определена тема очередного номера и собрано достаточное количество материала, начинается этап верстки газеты. После чего – тиражирование номера на бумажных носителях. А с конца прошлого учебного года – распространение газеты в электронном формате с мультимедийным приложением.

Полезные эффекты от реализации проекта

Продуктом деятельности является свёрстанный и отпечатанный тираж очередного ежемесячного издания «Ладья». Какая польза от него? Пожалуй, это самый важный вопрос.

Идея создания печатного издания на базе школы не нова, но реализация данного проекта в изменившихся условиях современной школы наполняют её иным содержанием. Раньше речь шла в основном о стенгазетах, которые оформлялись с помощью карандаша и фломастера непосредственно перед презентацией (вывешиванием на стену школы). Мультимедийное пространство открыло новые возможности. К примеру, записи текста статьи на диктофон, а затем уже перевод в формат письменного сообщение (это актуально для юных журналистов, которые ещё не владеют навыками письменной речи). Оформление статей фотоматериалами, а электронных версий – ещё и видеоматериалами… Возможности поистине безграничны, главное, чтобы генерировались идеи и были созданы условия, способствующие этому.

Ученики, принимающие участие в создании выпусков газеты, начали сочинять стихи и рассказы, стали смотреть на происходящие события, задаваясь вопросом, а не может ли это быть темой для очередной статьи.

Издание школьной газеты – это синтез педагогической и журналисткой работы, и оно ставит школьное образование на новую ступень развития. Использование различных принципов в данной работе позволяют решать более широкие задачи, чем просто создание школьной газеты. Неизбежные удачи и неудачи, их преодоление способствуют развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, повышает уровень языкового развития школьников.

Ссылки


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос