Поисково-исследовательский туризм: роль в воспитании школьников
Оригинальная идея проекта
Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ) является профильным учреждением дополнительного образования, которе осуществляет образовательную, просветительскую, учебно-методическую работу по развитию естественно-научной и туристско-краеведческой направленности в городе. Концептуальная особенность деятельности педагогического коллектива Центра заключается в создании условий для развития личностного роста ребёнка, где понятие «воспитание» определяется как организация образовательного пространства вокруг субъекта воспитания средствами при условии создания не только социально-коммуникативных связей, но и обеспечения современными техническими возможностями.
По поручению Московского департамента образования в честь празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с 1995 года центр приступил к реализации программы «Воспитание военной историей» в рамках которой были созданы детские объединения туристско-краеведческой направленности, занимающиеся поисково-исследовательской работой.
В настоящее время на базе центра осуществляют работу старейшие детские поисково-исследовательские объединения «Бастион», «Память метростроя», «Адреналин», «Переправа», «Победа», «Военная история», «Юнгавардия», «Феникс», «Лось», «Наследники Александра Невского», а также другие поисковые объединения.
Успешно зарекомендовавший себя опыт практической реализации постоянно совершенствующейся и динамически развивающейся образовательно-воспитательной работы в формате поисково-исследовательской деятельности заслуживает особого внимания для изучения и распространения в московской образовательной среде.
От задумки – до результата
Цель:
Сохранение исторической памяти на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и снижение рисков воздействия негативных факторов, направленных на искажение исторической правды о роли России в Победе над немецко-фашистскими захватчиками, посредством вовлечения подрастающего поколения в активную поисково-исследовательскую, волонтёрскую и просветительскую деятельность.
Задачи:
Формирование единой комплексной системообразующей практико-ориентированной образовательно-воспитательной среды, направленной на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и трансляции среди молодежи практических форм ее актуализации.
Компоненты задачи (этапы реализации)
1. Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс новых форм игропрактик, ориентированных на приближение участников к полевым условиям схожим с обстановкой боевых будней частей РККА в период Великой Отечественной войны, способствующих изучению на практике условий службы, боевой обстановки и воссозданию событий тех дней на местности, формированию у обучающихся коммуникативных навыков взаимодействия в условиях больших и малых социальных групп, навыков командной работы и воспитания лидерских качеств, приобретению практического опыта полевой экспедиционной, поисковой работы и волонтерской деятельности.
2. Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс актуальных форм полевой поисково-исследовательской работы, сопряженной с изучением мест исторической памяти о войне и подвиге народа, установлением обстоятельств эпизодов боевых действий частей РККА, посредством выездов на места боев, топографического изучения местности, опроса местного населения, изучения архивных фондов и коллекций местных музеев, учреждений образования и культуры, муниципальных и ведомственных районных и областных архивов, статистического изучения воинских мемориалов и братских захоронений.
3. Внедрение в воспитательную практику форм волонтерской работы, сопряженных с патронажем и благоустройством как существующих мемориалов на местах памяти о событиях Великой Отечественной войны, так и новых, создаваемых при участии самих обучающихся, при содействии местных муниципальных органов власти и военных комиссариатов Министерства обороны РФ.
4. Программная работа, направленная на создание единого информационно-ресурсного центра (объединенной базы данных) школьных поисковых отрядов по накоплению и обмену информацией, получаемой в процессе поисково-исследовательской деятельности.
5. Информационно-просветительское сопровождение средствами современной информационно-коммуникационной среды работы поисково-исследовательских объедений и актуализация результатов их деятельности.
6. Интеграция поисково-исследовательского туризма в существующую систему конкурсных и спортивных городских мероприятий туристско-краеведческой направленности для обмена, трансляции лучшего опыта и совершенствования предпрофессиональных компетенций обучающихся.
7. Системы поощрений участников конкурсов и мероприятий посредством финансирования выездных поисково-исследовательских походов и экспедиций, а также форма поощрения в виде улучшения материально-технического обеспечение поисково-исследовательских объединений.
Алгоритм внедрения социально-активных технологий в воспитание обучающихся
Проведение системной информационно-просветительской и практико-ориентированной работы с педагогическими работниками и обучающимися московских школ посредством привлечения педагогов дополнительного образования центра ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, а так же представителей, поисковых отрядов и общественных организаций.
Формы реализации:
Обучающие онлайн-курсы, лекции, онлайн-коучинг и вебинары. (на нашем сайте)
Проведение практических военно-исторических уроков памяти.
Организация и проведение поисково-исследовательских игропрактик, в рамках подготовки к первенству по детско-юношескому туризму по виду поисково-исследовательский туризм.
Проведение поисково-исследовательских походов и экспедиций в рамках первенства по туризму школьников. Материалы Первенства по туризму по направлению «Поисково-исследовательский туризм» размещены в разделе «Дополнительные файлы».
Полезные эффекты от реализации проекта
1. Создание условий для адаптации, воспитания и формирование гражданско-патриотического самосознания у подрастающего поколения на примере подвига советского народа.
2. Внедрение в образовательное пространство эффективных методик и механизмов для усовершенствования учебно-воспитательного процесса и форм образовательной активности обучающихся.
3. Создание благоприятных условий в образовательно-медийной среде для восприятия обществом и подрастающем поколением современной парадигмы исторического развития России, сохранение исторической доминанты в мировой истории и её роли и места в международном пространстве.
4. Актуализация различных активных форм сохранения исторической памяти.
5. Готовность и ориентированность к службе в рядах Вооруженных Сил России и к участию в деятельности поисково-исследовательских отрядов состоящих в поисковом движении России.
6. Участие в волонтёрской работе с ветеранскими организациями и гражданско-патриотическими общественными объединениями, а также по патронажу братских и воинских захоронений.
Файлы
metodichka_74_per_30_05_19_red-3.pdf
perventvo_74_poiskovo-issledovatel_skij_turizm.pdf
Ссылки
http://rubezh-center.ru/участие-в-72-первенстве-по-туризму-среди/
Поделиться в соц. сетях