Архив воспитательных практик

Поисково-исследовательский туризм: роль в воспитании школьников

Оригинальная идея проекта

Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ) является профильным учреждением дополнительного образования, которе осуществляет образовательную, просветительскую, учебно-методическую работу по развитию естественно-научной и туристско-краеведческой направленности в городе. Концептуальная особенность деятельности педагогического коллектива Центра заключается в создании условий для развития личностного роста ребёнка, где понятие «воспитание» определяется как организация образовательного пространства вокруг субъекта воспитания средствами при условии создания не только социально-коммуникативных связей, но и обеспечения современными техническими возможностями.
По поручению Московского департамента образования в честь празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с 1995 года центр приступил к реализации программы «Воспитание военной историей» в рамках которой были созданы детские объединения туристско-краеведческой направленности, занимающиеся поисково-исследовательской работой. 
В настоящее время на базе центра осуществляют работу старейшие детские поисково-исследовательские объединения «Бастион», «Память метростроя», «Адреналин», «Переправа», «Победа», «Военная история», «Юнгавардия», «Феникс», «Лось», «Наследники Александра Невского», а также другие поисковые объединения.
Успешно зарекомендовавший себя опыт практической реализации постоянно совершенствующейся и динамически развивающейся образовательно-воспитательной работы в формате поисково-исследовательской деятельности заслуживает особого внимания для изучения и распространения в московской образовательной среде.

От задумки – до результата

Цель: 

Сохранение исторической памяти на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и снижение рисков воздействия негативных факторов, направленных на искажение исторической правды о роли России в Победе над немецко-фашистскими захватчиками, посредством вовлечения подрастающего поколения в активную поисково-исследовательскую, волонтёрскую и просветительскую деятельность. 

Задачи: 

Формирование единой комплексной системообразующей практико-ориентированной образовательно-воспитательной среды, направленной на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и трансляции среди молодежи практических форм ее актуализации.

Компоненты задачи (этапы реализации)

1.     Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс новых форм игропрактик, ориентированных на приближение участников к полевым условиям схожим с обстановкой боевых будней частей РККА в период Великой Отечественной войны, способствующих изучению на практике условий службы, боевой обстановки и воссозданию событий тех дней на местности, формированию у обучающихся коммуникативных навыков взаимодействия в условиях больших и малых социальных групп, навыков командной работы и воспитания лидерских качеств, приобретению практического опыта полевой экспедиционной, поисковой работы и волонтерской деятельности.

2.     Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс актуальных форм полевой поисково-исследовательской работы, сопряженной с изучением мест исторической памяти о войне и подвиге народа, установлением обстоятельств эпизодов боевых действий частей РККА, посредством выездов на места боев, топографического изучения местности, опроса местного населения, изучения архивных фондов и коллекций местных музеев, учреждений образования и культуры, муниципальных и ведомственных районных и областных архивов, статистического изучения воинских мемориалов и братских захоронений.

3.     Внедрение в воспитательную практику форм волонтерской работы, сопряженных с патронажем и благоустройством как существующих мемориалов на местах памяти о событиях Великой Отечественной войны, так и новых, создаваемых при участии самих обучающихся, при содействии местных муниципальных органов власти и военных комиссариатов Министерства обороны РФ.

4.     Программная работа, направленная на создание единого информационно-ресурсного центра (объединенной базы данных) школьных поисковых отрядов по накоплению и обмену информацией, получаемой в процессе поисково-исследовательской деятельности. 

5.     Информационно-просветительское сопровождение средствами современной информационно-коммуникационной среды работы поисково-исследовательских объедений и актуализация результатов их деятельности.

6.     Интеграция поисково-исследовательского туризма в существующую систему конкурсных и спортивных городских мероприятий туристско-краеведческой направленности для обмена, трансляции лучшего опыта и совершенствования предпрофессиональных компетенций обучающихся.

7.     Системы поощрений участников конкурсов и мероприятий посредством финансирования выездных поисково-исследовательских походов и экспедиций, а также форма поощрения в виде улучшения материально-технического обеспечение поисково-исследовательских объединений.

Алгоритм внедрения социально-активных технологий в воспитание обучающихся

Проведение системной информационно-просветительской и практико-ориентированной работы с педагогическими работниками и обучающимися  московских школ посредством привлечения педагогов дополнительного образования центра ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, а так же представителей, поисковых отрядов и общественных организаций. 

Формы реализации:

Обучающие онлайн-курсы, лекции, онлайн-коучинг и вебинары. (на нашем сайте)

Проведение практических военно-исторических уроков памяти.

Организация и проведение поисково-исследовательских игропрактик, в рамках подготовки к первенству по детско-юношескому туризму по виду поисково-исследовательский туризм.

Проведение поисково-исследовательских походов и экспедиций в рамках первенства по туризму школьников. Материалы Первенства по туризму по направлению “Поисково-исследовательский туризм” размещены в разделе “Дополнительные файлы”.

Полезные эффекты от реализации проекта

1.     Создание условий для адаптации, воспитания и формирование гражданско-патриотического самосознания у подрастающего поколения на примере подвига советского народа.
2.     Внедрение в образовательное пространство эффективных методик и механизмов для усовершенствования учебно-воспитательного процесса и форм образовательной активности обучающихся.
3.     Создание благоприятных условий в образовательно-медийной среде для восприятия обществом и подрастающем поколением современной парадигмы исторического развития России, сохранение исторической доминанты в мировой истории и её роли и места в международном пространстве.
4.     Актуализация различных активных форм сохранения исторической памяти.
5.     Готовность и ориентированность к службе в рядах Вооруженных Сил России и к участию в деятельности поисково-исследовательских отрядов  состоящих в поисковом движении России.
6.     Участие в волонтёрской работе с ветеранскими организациями и гражданско-патриотическими общественными объединениями, а также по патронажу братских и воинских захоронений. 

Файлы

metodichka_74_per_30_05_19_red-3.pdf

perventvo_74_poiskovo-issledovatel_skij_turizm.pdf

programma_final_poisk.pdf

seminar-_25042019_poisk.pdf

Ссылки

https://mducekt.mskobr.ru/novosti/provedena_itogovaya_otchetnaya_konferenciya_po_poiskovo-issledovatel_skomu_turizmu_v_ramkah_vtorogo_e_tapa_74_pervenstva_po_turi/

https://mducekt.mskobr.ru/pervenstvo_po_turizmu_uchawihsya/72-e_pervenstvo_po_turizmu_obuchayuwihsya/vid_turizma_-_poiskovo-issledovatel_skij/

http://rubezh-center.ru/участие-в-72-первенстве-по-туризму-среди/

https://www.vyazmaeparh.ru/news.html/2019/09/20/the-military-lesson-of-history-living-history,-dedicated-to-the-anniversary-of-the-battle-of-moscow.html


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос