Архив воспитательных практик

Проект «Образовательный театр»

Оригинальная идея проекта

Проект «Образовательный театр» реализуется на базе ГБПОУ «Воробьёвы горы» и имеет непосредственное отношение к воспитанию не только обучающихся театральных групп (исполнителей), но и учащихся комплекса и городских образовательных учреждений (зрителей).

Инновационность проекта состоит в том, что его создатели рискнули отказаться от узкоспециализированного взгляда на актёрскую студию в пользу максимального использования воспитательных и просветительских функций театра.

Обычно стандартный курс развития детского театрального коллектива предполагает или прямое подражание взрослому репертуарному театру, или специализацию на регулярном проведении мероприятий, посвящённых календарным праздникам (1 сентября, 8 марта и т.д.).

Создатели проекта «Образовательный театр» уверены, что театральное искусство содержит в себе намного больше возможностей для образования и воспитания подрастающего поколения.

Вместо работы над «спектаклем ради спектакля» мы провозгласили принцип спектакля как проекта – целевых постановок, направленных на освещение той или иной общеобразовательной темы. Показ спектакля делится на две части: сам спектакль и «зрительская конференция» – обсуждение тех вопросов, которые он ставит. Иногда до начала спектакля организуется предварительное погружение в материал в различных формах, к примеру, короткая беседа или викторина.

Таким образом, деятельность театральной студии рассчитана на решение целого спектра задач. Это и воспитание в учащихся уважительного отношения к наследию мировой культуры, и развитие личности посредством работы над социально-значимым проектом, и создание дополнительного инструмента, который может использовать общее образование для эмоционального погружения учащихся в изучаемые темы.

От задумки – до результата

Замысел проекта «Образовательный театр» появился из уверенности в том, что, кроме безусловной пользы актёрских упражнений на внимание и воображение, а также развития художественного вкуса, театральное искусство содержит в себе ещё очень много инструментов для воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, театральное объединение, существующее на базе комплекса, в который входит дополнительное и общее образование, имеет возможность пристальнее обратить внимание на воспитание не только артиста, но и зрителя. Это стало дополнительным стимулом, чтобы пересмотреть воспитательные цели при выборе материала и работе над спектаклем. Сейчас недостаточно опираться только на интересы внутри коллектива: театральная студия должна приносить пользу не только её ученикам, но и тем, кого мы приглашаем на наши постановки.

Театр как непременный атрибут школьных лет (походы в театр обязательно стоят в воспитательном плане каждого класса) может напрямую помочь освоению общеобразовательной программы. Разумеется, не подменяя и не дублируя её, а только дополняя и обогащая.

Преимуществом театрального искусства в данном случае является то, что оно одновременно воздействует – как интеллектуально, так и эмоционально – на разные органы чувств, что способствует лучшему усвоению материала с одной стороны и рождает личностный отклик с другой.

На первом этапе работы было решено обратиться к самому родственному для театра предмету – литературе. В рамках проекта поставлен ряд спектаклей по мировой классике: «Таня Ларина» (по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), «Шинель» (Н.В. Гоголь), «Муму» (И.С. Тургенев), «Луч. По дорогам Островского» (по пьесам А.Н. Островского), «Каждый может быть Шекспиром» (по пьесам В. Шекспира), «Мальчики» (по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Каждый спектакль посвящён определённой теме и по-своему решает образовательные задачи.

В работе над спектаклем «Таня Ларина» создатели опирались на проведённые в различных учебных группах исследования, показавшие, что современная молодёжь в большинстве своём относится к роману «Евгений Онегин» скорее отрицательно. Ребятам кажется, что повествование в нём движется слишком медленно и сюжет теряется за многочисленными лирическими отступлениями. С опорой на эту информацию и писалась инсценировка, а также формировался подход к работе над материалом: режиссёру и педагогам хотелось создать такую учебную ситуацию, при которой учащиеся могли бы органично прийти к пониманию художественной целостности романа и по-новому взглянуть на авторские отступления.

В спектакле был оставлен лишь костяк произведения – линия отношений Онегина и Татьяны. Юные актёры получили возможность сосредоточиться на интересной сюжетной линии.

Но вскоре студийцы увидели, что внешнего конфликта произведения мало для того, чтобы понять, почему события развиваются именно так. Что привело Татьяну и Онегина к печальному финалу? Почему, сразу заинтересовавшись друг другом, они всё же не нашли общий язык? Чтобы попытаться ответить на возникающие вопросы, мало изучить сюжетную линию. Ребятам пришлось обратиться за подсказками к пушкинскому тексту и взглянуть на лирические отступления с совершенно другой стороны: как на помощника, раскрывающего мысли автора и героев и создающего объём произведения.

 К этому же подталкивает обсуждение после спектакля. Студийцы, уже прошедшие своеобразный «квест» по «Онегину», увлекают своим пониманием глубины романа зрителей-сверстников. Они сами в этот момент становятся воспитателями. «Обучаясь – обучай».

В настоящее время происходит разработка следующего этапа развития проекта: раскрытие театральными средствами других образовательных предметов – истории, географии, биологи, физики.

Важным принципом проекта является отношение к учащимся не только как к объектам, но и как к субъектам воспитательного процесса. Активно участвуя в создании инсценировки, видя, как под их влиянием меняется образ спектакля, проводя обсуждения спектаклей и информационное продвижение своей работы, студийцы воспитывают в себе ответственность и неравнодушное отношение к общему делу.

Зрители-учащиеся во время и после обсуждения могут делиться своими знаниями и мыслями, тем самым влияя на дальнейшее развитие спектакля.

Полезные эффекты от реализации проекта

Известно, что знания обретают ценность для человека, когда они «присвоены» и применяются на практике.

«Подмена мысли памятью, яркого восприятия, наблюдения за сущностью явлений заучиванием – большой порок, отупляющий ребёнка, отбивающий в конце концов охоту к учению…»

В.А. Сухомлинский

Исполнение ролей и исследовательская работа при подготовке спектакля дают возможность студийцам не только разобрать определённые ситуации на словах, но и творчески «прожить» их. Поскольку зрители становятся соучастниками спектакля, интеллектуально и эмоционально откликаясь на события, происходящие на сцене, у них появляется возможность получить не набор сухих фактов, а опыт непосредственного восприятия и осмысления поднимаемых тем.

Участие в проекте воспитывает самостоятельность, ответственность, уважение к наследию мировой культуры; популяризирует современные исследования в различных областях. Исследовательский подход к изучению темы развивает нестандартное мышление, учит проникать в глубинную суть вещей.

«Образовательный театр» как сопровождение общеобразовательной программы даёт возможность студийцам не только самим глубже погрузиться в разбираемую тему, но и поделиться наработками со зрителем. Исполнители своей игрой, увлечённостью, внимательным отношением к материалу могут пробудить интерес к теме у учащихся. По эмоциональному отклику зала во время спектакля и по обсуждению после него ребята видят реальный результат своей работы. Это делает проект социально значимым для студийцев, воспитывает в них серьёзное отношение к делу и желание делиться своими мыслями и знаниями с людьми. Ребята понимают, что несут ответственность перед зрителем, что от них зависит, какой опыт получат учащиеся, придя на спектакль. Кроме того, они привыкают брать на себя ответственность за те идеи, которые несут в мир.

Ссылки

Страница Театра юных москвичей на официальном сайте ГБПОУ «Воробьевы горы»: https://vg.mskobr.ru/add_edu/tyum/obwie_svedeniya/o_centre/


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос