Проект по развитию спортивного туризма «37 меридиан», или Учимся жить в походе»
Оригинальная идея проекта
Каждый поход — это новое в мире ребенка, и он не повторится. Идея Проекта заключена в развитии функциональной грамотности ребенка и воспитании гражданина своей страны через:
1. Социализация или командная «игра». Преодоление в походе настоящих жизненных трудностей возможно в команде.
2. Использование квест-технологий и межпредметных связей для практического применения знаний. Только в одном походе можно объяснить наглядно, как вычислить скорость реки (математика), ориентироваться ночью по звездам (астрономия), при наборе высоты понижение «точки кипения» (физика), проведение конкурсов стихов и песен (литература, музыка), ориентирование по GPS и картам местности (география, программирование, геокешинг), посещение памятных мест, музеев (история). Этот список можно продолжать и продолжать…
3. Любовь к своей стране – патриотизм. Только увидев своими глазами красоту России, пообщавшись с людьми, проживающими в разных регионах, становишься патриотом.
4. Спортивная и физическая подготовка. Профессиональные спортивные соревнования не только закаляют характер, но и развивают физическую выносливость в течение всего учебного года.
5. Развитие лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции.
6. Руководителем и организатором похода может быть классный руководитель после прохождения курсов повышения квалификации.
От задумки – до результата
От простого кружка до успешного проекта — так развивалось туристическое движение в нашей школе. Ежегодно с 1993 года школа участвует в Первенстве по туризму обучающихся г. Москвы. Занимаются развитием туристско-краеведческой направленности в школе учителя математики, географии, экологии и информатики, которые являются классными руководителями и организуют походы с обучающимися вверенных им классов. На сегодняшний день в школе разработана модель реализации проекта, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Диагностический компонент: включает в себя диагностику потребностей и мотивации
школьников к занятиям туризмом. Ключевую роль на данном этапе играет классный руководитель.
2. Содержательно-технологический компонент: определяет содержание образовательного маршрута, образовательные технологии и педагогические средства, которые адаптируются к возрастным, групповым или индивидуальным особенностям участников похода (совместная творческая работа педагогов и обучающихся).
3. Ресурсный компонент: наличие квалифицированных педагогов, наличие инфраструктуры образовательно-туристской деятельности, взаимодействие институтов туризма и образования (налажено сетевое взаимодействие с городскими учреждениями).
В соответствии с моделью организации туризма в школе разработана карта туристических маршрутов. Подготовка к проведению будущего похода начинается за полгода и состоит из трех этапов.
1. Теоретический этап: составляется маршрутный лист похода, школьники знакомятся с опытом участников, географическими картами и краеведческими объектами; участвуют в виртуальных экскурсиях на местности, выполняют практические задания и исследования.
2. Практический этап: физическая и спортивная подготовка; тренировочные занятия по различным направлениям:
— безопасность похода,
— основы ориентирования,
— туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,
-организация биваков, типы костров, установка палатки,
— чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,
— стихийные бедствия,
— лекарственные растения,
— медицинская аптечка,
— оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,
— туристские узлы, применение, вязка узлов,
— организация страховки, страховочные системы,
— прохождение туристской полосы препятствий,
— День решения туристских задач,
— соревнования по технике спортивного туризма,
-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),
— игровые туристские уроки и кружок «Туризм»,
— соревнования по ориентированию
3. Заключительный этап: проведение туристического похода, составление краеведческого и технического отчетов; публичная защита подготовленных в походе проектов и исследований.
Полезные эффекты от реализации проекта
Проект способствует повышению вариативности, качества и доступности основного, дополнительного и предпрофессионального образования для каждого ребенка:
1. Увеличение охвата детей, занимающихся спортивным туризмом.
2. Педагогический коллектив имеет возможность транслировать полученный опыт педагогическому сообществу города.
3. Учащиеся получат возможность профессионального самоопределения в области деятельности естественно-научной, сферы безопасности (пожарный, спасатель МЧС), военной сферы, медицинской сферы ( 2 участника проекта стали профессиональными фотографами, пять человек работают в МЧС, больше половины стали врачами).
4. На базе школы станет возможным проведение межрайонных мастер-классов, семинаров по спортивному туризму для обучающихся и педагогов и по развитию школьных спортивных клубов.
Ссылки
Поделиться в соц. сетях