Физкультура и спорт

Проект по развитию спортивного туризма “37 меридиан”, или Учимся жить в походе”

Оригинальная идея проекта

Каждый поход –  это новое в мире ребенка, и он не повторится. Идея Проекта заключена в развитии функциональной грамотности ребенка и воспитании гражданина своей страны через:

1.  Социализация или командная «игра». Преодоление в походе настоящих жизненных трудностей возможно в команде. 

2.  Использование квест-технологий и межпредметных связей для практического применения знаний. Только в одном походе можно объяснить наглядно, как вычислить скорость реки (математика), ориентироваться ночью по звездам (астрономия), при наборе высоты понижение «точки кипения» (физика), проведение конкурсов стихов и песен (литература, музыка), ориентирование по GPS  и картам местности (география, программирование, геокешинг), посещение памятных мест, музеев (история). Этот список можно продолжать  и продолжать…

3.  Любовь к своей стране – патриотизм.  Только увидев своими глазами красоту России, пообщавшись с людьми, проживающими в разных регионах,  становишься патриотом.

4.  Спортивная и физическая подготовка. Профессиональные спортивные соревнования не только закаляют характер, но и развивают физическую выносливость в течение всего учебного года.

5. Развитие лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции.

6. Руководителем и организатором похода может быть классный руководитель после прохождения курсов повышения квалификации.

От задумки – до результата

От простого кружка до успешного проекта – так развивалось туристическое движение в нашей школе. Ежегодно с 1993 года школа участвует в Первенстве по туризму обучающихся г. Москвы. Занимаются развитием туристско-краеведческой направленности в школе учителя математики, географии, экологии и информатики, которые являются классными руководителями и организуют походы с обучающимися вверенных им классов.  На сегодняшний день в школе разработана модель реализации проекта, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Диагностический компонент: включает в себя диагностику потребностей и мотивации
школьников к занятиям туризмом. Ключевую роль на данном этапе играет классный руководитель.
2. Содержательно-технологический компонент: определяет содержание образовательного маршрута, образовательные технологии и педагогические средства, которые адаптируются к возрастным, групповым или индивидуальным особенностям участников похода (совместная творческая работа педагогов и обучающихся).
3. Ресурсный компонент: наличие квалифицированных педагогов, наличие инфраструктуры образовательно-туристской деятельности, взаимодействие институтов туризма и образования (налажено сетевое взаимодействие с городскими учреждениями).

В соответствии с моделью организации  туризма в школе разработана карта туристических маршрутов. Подготовка к проведению будущего похода начинается за полгода и состоит из трех этапов.

1. Теоретический этап: составляется маршрутный лист похода, школьники знакомятся с опытом участников, географическими картами и краеведческими объектами; участвуют в виртуальных экскурсиях на местности, выполняют практические задания и исследования.

2. Практический этап: физическая и спортивная подготовка; тренировочные занятия по различным направлениям:

– безопасность похода,

–  основы ориентирования,

– туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,

-организация биваков, типы костров, установка палатки,

– чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,

– стихийные бедствия,

– лекарственные растения,

– медицинская аптечка,

– оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,

– туристские узлы, применение, вязка узлов,

– организация страховки, страховочные системы,

– прохождение туристской полосы препятствий,

– День решения туристских задач,

– соревнования по технике спортивного  туризма,

-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),

– игровые туристские уроки и кружок “Туризм”,

– соревнования по ориентированию

3. Заключительный этап: проведение туристического похода, составление краеведческого и технического отчетов; публичная защита подготовленных в походе проектов и исследований.

Полезные эффекты от реализации проекта

Проект способствует повышению вариативности, качества и доступности основного, дополнительного и предпрофессионального образования для каждого ребенка: 

1. Увеличение охвата детей, занимающихся спортивным туризмом.

2. Педагогический коллектив имеет возможность транслировать полученный  опыт педагогическому сообществу города.

3. Учащиеся получат возможность профессионального самоопределения в области деятельности естественно-научной, сферы безопасности (пожарный, спасатель МЧС), военной сферы, медицинской сферы ( 2 участника проекта стали  профессиональными фотографами, пять человек работают в МЧС, больше половины стали врачами).

4. На базе школы станет возможным проведение межрайонных мастер-классов, семинаров по спортивному туризму для обучающихся и педагогов и по развитию школьных спортивных клубов. 

Ссылки

https://vk.com/video349803623_456239038


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос