Архив воспитательных практик

Проект “Увидеть и написать”

Оригинальная идея проекта

Проект призван открыть детям красоту родной страны, окунуть их в культурно-исторический контекст, а также способствует формированию навыков содержательного общения, привычки к интеллектуально наполненному досугу.

Сейчас дети чаще путешествуют по экзотическим краям, чем по родной стране. Кроме того, характерная черта времени — обилие информации из СМИ, не окрашенной личным опытом. Следствие этого – слабое представление у детей о городах России, её знаменитых достопримечательностях и культурно-исторических традициях. Ликвидировать этот перекос можно только в систематической работе по знакомству с культурой, историей и географией страны, в которую в непременном порядке включены поездки. Именно в практическом познании других городов дети получают не только знания, но и эмоции, без которых понятия “культура”, “патриотизм”, “товарищество” остаются мёртвыми.  А интенсивная, наполненная впечатлениями жизнь в малой группе способствует развитию дружеских взаимоотношений, навыков взаимопомощи, преодолению стереотипов. Принцип разновозрастности даёт дополнительный стимул.

Проект – сочетание культурно-познавательных экскурсий, общения и журналистской работы. Опирается на принцип сознательности — дети в поездке работают  исключительно по собственному желанию, прилагая волевые усилия и полностью отвечая за результат. 

В поездке создаётся тёплая, домашняя обстановка, что способствует психологической комфортности и при этом не исключает требовательности к выполнению заданий. 

От задумки – до результата

Проект рассчитан на разновозрастную (9-15 лет) малую группу детей, в которой взаимоотношения старших и младших подобны семейным: старшие заботятся о младших, помогают им и в то же время являют собой пример в работе и поведении; младшие тянутся за старшими. 

Планирование очередной поездки начинается за несколько месяцев. Выбирается город /область, дети получают необходимую информацию о месте, в котором будет проходить поездка. Иногда привлекается художественная литература. Например, перед поездкой в Екатеринбург дети знакомились с уральскими сказами П.П.Бажова, перед поездкой в Архангельск – с произведениями Бориса Шергина и Степана Писахова.  

Затем определяется состав группы, собираются необходимые для поездки документы (приглашение принимающей стороны, письма в Роспотребнадзор, медицинские справки детей и пр.), покупаются билеты. По большей части путешествия проходят по железной дороге.

Реализация проекта, как правило, рассчитана на 4-6 дней.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы:

1) экскурсии в музей;

2) экскурсии и прогулки по улицам, площадям, паркам города;

3) беседы — обсуждение увиденного;

4) работа детей над журналистскими материалами;

5) интеллектуальный досуг – общение, игры, песни и пр.

В работе также используются личностно-ориентированные технологии (из арсенала развивающего обучения по Эльконину-Давыдову и коммунарской методики).

Результат работы – журналистские материалы, написанные детьми по впечатлениям, полученным в поездке. Собранные вместе, они являют собой раздел в ежегодном альманахе “Глубокий переулок”, а также предлагаются для публикации в СМИ (“Пионерская правда”, “Путеводная звезда”, “Литературные знакомства”, “Серебряные сверчки” и пр). 

Также результатом работы можно считать формирование личностных качеств детей: взаимодействие без конфликтов, уважительное отношение друг к другу, соблюдение норм поведения в обществе.

Полезные эффекты от реализации проекта

В процессе работы удаётся:

– формировать ощущение культурно-исторического контекста;

– совершенствовать навыки оперативной журналистской работы;

– воспитывать навыки доброжелательного общения.

Ссылки

Путешествия наших журналистов, ГБОУ ДО ЦРТДЮ “Пресня”, Москва (mskobr.ru) 


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос