Проект «Увидеть и написать»
Оригинальная идея проекта
Проект призван открыть детям красоту родной страны, окунуть их в культурно-исторический контекст, а также способствует формированию навыков содержательного общения, привычки к интеллектуально наполненному досугу.
Сейчас дети чаще путешествуют по экзотическим краям, чем по родной стране. Кроме того, характерная черта времени — обилие информации из СМИ, не окрашенной личным опытом. Следствие этого – слабое представление у детей о городах России, её знаменитых достопримечательностях и культурно-исторических традициях. Ликвидировать этот перекос можно только в систематической работе по знакомству с культурой, историей и географией страны, в которую в непременном порядке включены поездки. Именно в практическом познании других городов дети получают не только знания, но и эмоции, без которых понятия «культура», «патриотизм», «товарищество» остаются мёртвыми. А интенсивная, наполненная впечатлениями жизнь в малой группе способствует развитию дружеских взаимоотношений, навыков взаимопомощи, преодолению стереотипов. Принцип разновозрастности даёт дополнительный стимул.
Проект – сочетание культурно-познавательных экскурсий, общения и журналистской работы. Опирается на принцип сознательности — дети в поездке работают исключительно по собственному желанию, прилагая волевые усилия и полностью отвечая за результат.
В поездке создаётся тёплая, домашняя обстановка, что способствует психологической комфортности и при этом не исключает требовательности к выполнению заданий.
От задумки – до результата
Проект рассчитан на разновозрастную (9-15 лет) малую группу детей, в которой взаимоотношения старших и младших подобны семейным: старшие заботятся о младших, помогают им и в то же время являют собой пример в работе и поведении; младшие тянутся за старшими.
Планирование очередной поездки начинается за несколько месяцев. Выбирается город /область, дети получают необходимую информацию о месте, в котором будет проходить поездка. Иногда привлекается художественная литература. Например, перед поездкой в Екатеринбург дети знакомились с уральскими сказами П.П.Бажова, перед поездкой в Архангельск – с произведениями Бориса Шергина и Степана Писахова.
Затем определяется состав группы, собираются необходимые для поездки документы (приглашение принимающей стороны, письма в Роспотребнадзор, медицинские справки детей и пр.), покупаются билеты. По большей части путешествия проходят по железной дороге.
Реализация проекта, как правило, рассчитана на 4-6 дней.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы:
1) экскурсии в музей;
2) экскурсии и прогулки по улицам, площадям, паркам города;
3) беседы — обсуждение увиденного;
4) работа детей над журналистскими материалами;
5) интеллектуальный досуг – общение, игры, песни и пр.
В работе также используются личностно-ориентированные технологии (из арсенала развивающего обучения по Эльконину-Давыдову и коммунарской методики).
Результат работы – журналистские материалы, написанные детьми по впечатлениям, полученным в поездке. Собранные вместе, они являют собой раздел в ежегодном альманахе «Глубокий переулок», а также предлагаются для публикации в СМИ («Пионерская правда», «Путеводная звезда», «Литературные знакомства», «Серебряные сверчки» и пр).
Также результатом работы можно считать формирование личностных качеств детей: взаимодействие без конфликтов, уважительное отношение друг к другу, соблюдение норм поведения в обществе.
Полезные эффекты от реализации проекта
В процессе работы удаётся:
— формировать ощущение культурно-исторического контекста;
— совершенствовать навыки оперативной журналистской работы;
— воспитывать навыки доброжелательного общения.
Ссылки
Путешествия наших журналистов, ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Пресня», Москва (mskobr.ru)
Поделиться в соц. сетях