Архив воспитательных практик

Профессиональные пробы. Метод смены рабочих полигонов.

Оригинальная идея проекта

Моя практика состоит во введении профессиональной специализации в предмет *проектная деятельность* в старших классах основной школы. 

     На мой взгляд, ограничение деятельности ребенка заданной темой проекта (даже если он выбрал или придумал её сам), даёт однобокий результат и в полной мере не развивает навык применения проектирования в собственной жизни и карьере. Убеждена, что точность попадания именно в свою профессию предопределена для тех людей, кто стремится получать самые разные навыки за период взросления и пробует доходить в любых смыслах до практической сути. И чем раньше происходят пробы, тем полезнее и шире становится такой опыт.

    За свою жизнь я освоила много профессий из совершенно разных сфер. Получив архитектурное образование, долгое время работала в дорожном проектировании изыскателем топографического отряда. В смутные и безработные 90-е освоила профессию репортера на региональном телевидении, здесь сильно изменились мои взгляды и суждения, сформировалось мое мировоззрение. Жёсткие жизненные обстоятельства заставили меня пойти в розничную продуктовую торговлю, как раз в период ее перехода с социалистического на капиталистический тип. Это дало мне бесценный опыт — много узнаёшь про психологию людей, когда во время экономического коллапса наблюдаешь их отношение к деньгам и пище. Творческая и одновременно техническая направленность основного образования привела меня в ландшафтный бизнес. Здесь для меня стало очевидным, что в большей степени жизненное удовлетворение даёт творческое созидание. Простая и истинная связь этой профессии с природой, где в результате твоего труда происходит преображение небольшого, но конкретного места земли, позволила мне уверенно «встать на ноги». Зачем я здесь так подробно пишу о своём жизненном опыте и почему я пришла в педагогику? Именно потому, что мой профессиональный опыт разнообразен, универсален и богат на освоение практических навыков, я хочу поделиться им со многими подростками. 

От задумки – до результата

 Большинство детей проявляют неподдельный интерес к урокам эстетического цикла, лабораторным и практическим работам, к урокам информатики, технологии, труда, к театральным практикумам из-за наглядности результата. А наглядность выражена через реальный продукт, который приносит удовлетворение от деятельности в школе и высокую оценку. Причем, если есть возможность для формирующейся личности специализироваться в чем-то подходящем, то результативность труда школьника гораздо выше! С появлением предмета *проектная деятельность* возможности в специализации труда школьника значительно возросли.  Для возрастной категории обучающихся 8-9 классов я написала курс ПД «Основы проектирования и строительства в ландшафтной архитектуре». Проекты на заданные темы связаны с реальными элементами ландшафта на школьной территории, предусмотрена теория и практика. Идеи проектов школьников применимы к плодовому саду, отдельной постройки оранжерее и теплице, искусственному водоёму в оранжерее, большой площади партерному цветнику при входе на территорию школы. По сути, все эти объекты являются учебными полигонами (о «методе полигонов» впервые услышала три года назад от красноярских и томских педагогов частного образования М. Миркес, С. Медведчиков, Н. Муха). Мои уроки ПД круглогодично проходят непосредственно в помещении школьной оранжереи.  Вариантов самоопределения, появляющихся в процессе знакомства обучающихся с ЛА, великое множество: на уроках мы говорим о строительных профессиях, различных материалах и современном оборудовании; рабочих чертежах и программах, в которых они могут быть выполнены; взаимоотношениях подрядчика и заказчика в бизнесе; ассортименте применяемых в благоустройстве растений; приёмах в агрономии, органическом земледелии и болезнях растений, и т.д. Конечно, при написании курса для меня было важно уложить это в стройную и краткую систему базовых понятий, при помощи которых ребятам захотелось бы высвободить свою творческую энергию в данном направлении. В процессе обучения я предоставила возможность обучающимся самостоятельно объединиться в проектные группы и распределить обязанности согласно своим возможностям. Совершенно органично в каждой группе определился лидер, который взял на себя ответственность руководителя проекта. Кто-то стал руководителем группы, кто-то дизайнером, кто-то написал пояснительную записку и обоснование проекта, кто-то собрал чертежи в презентацию и озвучил при защите проекта. При защите мы моделировали ситуацию в настоящих проектных организациях, когда подрядчик презентует свой проект заказчику. В качестве «заказчика» на защиту я пригласила представителей администрации школы. На мой взгляд, получился наглядный и действенный приём для социализации подростков через деятельность.

Хочу еще немного углубиться в методику моих практических наработок.  В условиях обучения с применением дистанционных технологий и ограничения уроков по данному предмету до одного часа в неделю, сложно было отследить долю участия в работе над проектом каждого субъекта. Возможность выставить оценку за определенный учебный период я предоставила руководителям групп. На мой взгляд, при таком подходе начинают работать служебные отношения в малом коллективе, а существующий страх «получить двойку за ответ» заменяется желанием внести посильный вклад в реальное дело и достигнуть общего отличного результата. В свою очередь, для будущих реальных руководителей этот прием показателен и воспитывает ответственность за принятые решения, учит взвешенному подходу к выбору сотрудников. При том, что у подростков обостренное чувство справедливости, я не имею ни одной претензии со стороны учеников относительно объективности оценок. 

Полезные эффекты от реализации проекта

После защиты проектов и согласований с администрацией школы, мы попробуем перенести проекты в натуру. В двух классах, в которых я веду курс, — по одной группе, работающей над одной и той же темой проекта. Чтобы обеспечить последовательность в выполнении практических работ, полигоны нужно сделать «скользящими». Это значит, что выработанная двумя группами идея проекта общая, подходы к выполнению в натуре поэтапные, бригады на каждом уроке последовательно сменяют друг друга, продолжая выполнять намеченные в проекте работы. Проектную деятельность мне доверено вести первый год, но похожую практику я старалась продвигать в предыдущие годы на уроках технологии с группами девочек. Для видимого результата детям не хватало именно базовых знаний и четкого проекта работ. Гендерно разделенные бригады также не эффективны в ландшафтных работах. Здесь я хотела бы заострить внимание на преодолеваемых подростками физических трудностях, связанных с выполнением ландшафтных работ и воспитательному эффекту от такого преодоления. Точно, что трудовой практики в современной школе недостаточно, — об этом я слышу от многих родителей, которые ностальгируют о самых запоминающихся моментах своего школьного воспитания. Человеческое тело совершенно от природы и приспособлено для физических нагрузок, через него заложена программа для развития мозга.  От отсутствия физических нагрузок появляется инертность в учёбе, леность в принятии любых решений. По собственному опыту,- от преодоления неудобств, грязи, холода, лени, — возникает уверенность в своих силах и уважение к самому себе. Усердие, выносливость, последовательность, жизненный оптимизм, готовность наладить комфорт,- такие качества человека становятся современными дефицитами.

Специализация в профессии на уроках проектной деятельности даёт толчок в профессиональном самоопределении, позволяет выбрать сферу трудовой деятельности, которая отвечает представлению подростка о будущей жизни. 

Ссылки

https://yadi.sk/d/WoMI5kqjcdGMbQ?w=1

https://yadi.sk/d/WqCTNV3nwXmgcQ?w=1

https://yadi.sk/d/MIVg8K9eyL33JQ?w=1

https://yadi.sk/d/ZqJ84OYl3anJaR?w=1


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос