Профориентация школьников через
Оригинальная идея проекта
Оригинальность нашей идеи состоит в том, что ранняя профориентация реализуется через проектную деятельность и профориентационные мероприятия – разного рода конкурсы и соревнования соответствующей направленности. Они опираются на самостоятельную активность участников. Однако формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, и для этого недостаточно одних только ярких, но эпизодических событий. Нужны ещё и долгосрочные программы работы, которые и показывают в нашей школе высокие результаты.
Здесь можно выделить три направления работы. Во-первых, это сетевое сотрудничество нашей школы с различного уровня и типа по реализации совместных профориентационных программ. Например, программ, связанных с прохождением школьниками цикла профессиональных проб (или более продвинутых программ полипрофессионального обучения) на базе партнёрских колледжей и ВУЗов. Участие в городских программах «Профессиональное обучение без границ», «Юные мастера».
Во-вторых, профориентационная работа в нашей школе начинается с дошкольного возраста и создаются разновозрастные группы, где учащиеся школы совместно с дошкольниками разрабатывают профориентационные проекты.
Третьим направлением профориентационной работы является выход обучающихся на предприятия, где они имеют возможность попробовать за годы обучения до пяти профессий и получить Свидетельства о получении профессии.
От задумки – до результата
В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. Ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.
В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.
Технология проектной деятельности.
Технология исследовательской деятельности.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Технология интегрированного обучения.
Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:
принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);
принцип доступности, достоверности и научности знаний;
принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);
принцип активного включения детей в практическую деятельность («наблюдение» за профессией, экскурсии на предприятия города, трудовые бригады, мастер-классы);
принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);
принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).
В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта и участие в профессиональных чемпионатах.
Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.
Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.
Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.
Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
При подготовке к любой компетенции у ученика появляется возможность проявить себя в разных направлениях. Например, при подготовке к компетенции сити-фермерство, школьник должен хорошо разбираться в таких предметах, как столярное дело, физика, биология, химия, информатика, экономика, садоводство, уметь делать презентации, выступать, аргументировать и отвечать на вопросы по полученным результатам.
Когда ребенок выполняет такое комплексное задание, как создание установки, он понимает, зачем ему необходимы знания по различным дисциплинам. Это, прежде всего, прививает интерес к изучению тех предметов, которые до этого были ему или малоинтересны, или вообще не знакомы.
В процессе конкурса, каждый из участников делает презентацию своей виртуальной сити-фермы, с подробным ее описанием. Ребята выступают перед судьями и другими участниками соревнований. Отвечают на вопросы. Что формирует у них еще один навык-ораторское искусство, умение отстаивать свою точку зрения, излагать материал.
Ребята из школ получают возможность общаться друг с другом, делиться опытом.
Конкурс дает возможность детям поверить в себя, максимально проявить свои способности и добиться хороших результатов.
В результате профориентационных занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
«Сделай мир лучше силой своего мастерства» – девиз движения WorldSkill. Мне бы очень хотелось, чтобы наше подрастающее поколение верило в себя, в свои силы, и, обретая новые профессиональные компетенции, имело все основания сказать: «Мы делаем мир лучше, силой своего мастерства!»
Полезные эффекты от реализации проекта
Полезные эффекты профориентационных мероприятий, обучающихся характеризуются выявлением сферы интересов и обогащением знаний о новых профессиях и возможность практических навыков при подготовке к чемпионату WorldSkil или участвуя в проектах.
Ожидаемые результаты, от проведения профориентациоой работы в данном направлении:
Изменение мышления и действий всех участников профобразовательного процесса.
Овладение участниками проекта практическими навыками в выбранной профессии.
Осознанность планирования личных профессиональных перспектив.
Самостоятельность при планировании.
Устойчивость профессиональных перспектив.
Реалистичность и гибкость профессиональных перспектив.
Ориентация на успех и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.
Воспитательная среда, созданная в ходе реализации программы, позволит ученику и выпускнику школы:
Чувствовать себя психологически защищённым и получить навыки успешной адаптации в социокультурной среде, при условиях социального партнерства;
Уважение и терпимость к выбору других людей;
Положительное отношение к труду;
Психологическая готовность учащихся к выбору профессии;
Получение широких знаний о мире профессий;
Осознание личных интересов, склонностей, способностей;
Формирование устойчивой мотивации школьников к выбору будущей профессии;
Формирование активной жизненной позиции:
В результате активного участия в проектах и профессиональных соревнованиях у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
Файлы
Ссылки
sch1191sz.mscobr.ru
Поделиться в соц. сетях