Архив воспитательных практик

Профориентация в начальной школе

Оригинальная идея проекта

            Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать это нужно с младшего школьного возраста. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

            Профориентация – это совокупность воспитательных воздействий, развивающих у человека способность осознанно принимать решение о выборе сферы профессиональной деятельности на основе учета своих склонностей, знаний, интересов, способностей, потребностей рынка и труда и тенденции их развития.

            Профориентация — это длительный процесс, который начинается со старшей группы детского сада и не заканчивается принятием решения о выборе своей профессии, а продолжается и на этапе вхождения в профессию, и овладение ею, и в ходе завершения обязательной трудовой деятельности в пенсионном возрасте, т.е. профориентация осуществляется практически в течение всей жизни человека. У младших школьников важно сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и ближайшему производственному окружению. Воспитать нравственную и практическую установку к выбору профессии, основанную на включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной и трудовой деятельности.

От задумки – до результата

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе:

1. дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

2. формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к  общественно полезному труду.

3. воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Итак, в дошкольном и младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе. 

Виды деятельности по профориентации.

            С первого класса мы осуществляем профессиональную ориентацию младших школьников с целью знакомства с миром профессий, особенностями каждой отдельно взятой профессии.

            При планировании занятий учитываем возрастные особенности учащихся. В своей работе используем различные виды деятельности:

1.     Мини-лекция о содержании профессии.

Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуем представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи.

2.     Рисуночные методики

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, мы просим их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно часто рисуночные методики мы используем для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия  просим детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволяет нам оценить эффективность занятия.

3.     Игры, связанные с профессией.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например: «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”,связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией», «Самая-самая»…зелёная профессия, …сладкая профессия, …волосатая профессия, …детская профессия, …смешная профессия, «Волшебный мешочек», «Доскажи словечко»,  «Ринг профессий», «Окончание пословицы», «Угадай профессию»,  Блиц – интервью «Моя любимая профессия».

4.     Настоящей находкой для нас стало участие в последние годы учеников начальной школы в профессиональном конкурсе «KidsSkills».

В нынешнем году ученики второго класса нашей школы стали финалистами этого соревнования. 

В качестве дополнительных структурных элементов мы использовали:

5.     Беседы с приглашенными специалистами.

Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, мы  обращаемся к родителям, которые могут прийти на классный час и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

6.     Оформление уголка профессии в пространстве класса.

В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией, стенгазеты. В процессе проведения занятия мы обращаемся  к этому уголку, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

7.     Организация экскурсий на предприятия.

Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. Экскурсия может состоять из: беседы об истории предприятия и его продукции; наблюдения за технологическим процессом; рассказа о профессии

Итогом экскурсии становится  изготовление стенда (альбома) об этом предприятии.

Полезные эффекты от реализации проекта

Актуальность проблемы формирования представлений  младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

            В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос