«Растем вместе»
Оригинальная идея проекта
В 2016 году в 4 корпусе ГБОУ Школа 2090 был открыт ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями. Это поставило перед педагогами вопрос поиска средств и способов обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Одним из направлений в достижении этой задачи для нас явилось проведение бинарных уроков.
Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки.
Что может дать бинарный урок? Естественно, качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия. Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. Под влиянием интереса активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся с ОВЗ умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях и применять их на практике.
Связь теории с практикой играла ключевую роль в нашем проекте. Мы стремились создать занятие, которое не только будет включать в себя выполнение действий на реальных объектах окружающего мира, давать возможность не только увидеть, но и ощутить, опробовать их, практическая значимость так же включала в себя знакомство с трудовыми навыками, которые могут быть освоены учащимися на следующих ступенях обучения. Это учитывалось нами при выборе основного элемента практической деятельности – посадке растений и ухода за ними.
От задумки – до результата
Первоначально появилась задумка прорастить на уроке «Мир природы и человека» семена фасоли, чтобы дети могли наглядно увидеть, как начинается жизнь растений, но затем мы решили выйти за рамки урока. Мы привлекли студентов дефектологического факультета Московского государственного психолого-педагогического университета, и урок перерос в проект, который мы назвали «Растем вместе».Реализация проекта производится ежегодно в одно и тоже время и делится на следующие этапы:
1 этап: «Планирование»,(февраль)
На этом этапе мы с детьми изучаем виды растений и садовых цветов, которые можно посадить на рассаду, этапы их развития, выбираем семена, изучаем сроки посадки, материалы необходимые для посадки, слушаем инструктаж по технике безопасности, а также готовим все необходимые материалы и организовываем в классе место для размещения посадок.
2 этап: «Экспериментальный»,(март)
На этом этапе, после проведенного инструктажа, при помощи студентов и тьюторов, учащиеся насыпают в торфяные горшочки почвогрунт, сажают семена (календулу, настурцию, ипомею, душистую гвоздику), поливают их и ставят на солнечную сторону, на подоконник. Закрепив, тем самым, полученные ранее знания, что для жизни и развития большинству растений необходима почва, вода, воздух и солнечный свет, а также то, какой труд осуществляют люди, занимающиеся посадкой растений и уходом за ними.
3 этап: «Исследовательский»,(март-май)
Пролонгированный этап. На этом этапе дети ведут наблюдение за жизнью растений, за тем как появились первые ростки, как рассада росла и развивалась, какие цветы взошли первыми и росли быстрее. В течение этого этапа учащиеся ухаживают за растениями, поливают, поворачиваютк солнечной стороне, подвязывают.
4 этап: «Заключительный»,(май)
В конце мая, когда установится хорошая погода, мы проводим инструктаж о правилах пересадки рассады в открытый грунт. После этого учащиеся вместе с учителем и тьюторами отправляются на пришкольную территорию и производят пересадку подращенных растений на пришкольной территории.
Полезные эффекты от реализации проекта
Положительная динамика в формировании социальной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Связь теоретических знаний, полученных в ходе освоения курса «Мир природы и человека» с практикой;
3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
Развитие в детях с ОВЗ познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
Овладение детьми элементарными знаниями и опытом ухода, бережным отношением к растениям;
Предупреждение затруднений и преодоление дезадаптации в условиях проживания в современном обществе;
Рост социальной активности учащихся, осознанное стремление к положительной самореализации в жизни;
Личностный рост каждого воспитанника, формирование позитивной системы отношения к миру, готовность к самосовершенствованию, осознание своей индивидуальной целостности;
Создание у детей представления о труде профессионалов в области экологии и озеленения. Первичное знакомство с одной из профессий, доступных им для освоения в связи с их особыми образовательными потребностями.
Файлы
Ссылки
Ссылка на презентацию в разделе Инклюзивное образование — информация для родителей — проекты и новости: https://sch2090uv.mskobr.ru/articles/715
Ссылка на презентацию в новостной ленте главной страницы сайта: https://sch2090uv.mskobr.ru/edu-news/9811
Поделиться в соц. сетях