Архив воспитательных практик

Разделяйка

Оригинальная идея проекта

Сейчас мы часто слышим о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.

Одна из самых наболевших экологических проблем — рост количества отходов. Век чрезмерного потребления уже настал, а борьба с его последствиями только начинается. Уже сейчас отчетливо видно, что менять нужно саму культуру обращения с отходами. 


В большинстве районов Москвы уже стоят контейнеры для раздельного сбора мусора, но из-за недостатка информации далеко не все знают, как ими пользоваться. Наш проект призван сформировать новое, экоответственное поведение у маленьких горожан. Именно через заботу об окружающей среде детям проще всего влиться в  большой мир, в котором важно и нужно быть активным гражданином, который хочет и может сделать окружающую действительность лучше.


Во многих школах практикуют сбор макулатуры. Количество принесённого вторсырья считают по классам и потом выбирают самых активных детей для награждения. То есть призы получают не все. Этот факт огорчает и вызывает чувство несправедливости у юных экологов. А это, в свою очередь, может отбить желание проявлять инициативу в подобных мероприятиях в дальнейшем. Мы же премируем каждого участника, чем поощряем любой его вклад. 


Суть нашего проекта заключается в том, что мы меняем ненужный пластик на небольшие призы, мотивируя детей и, как следствие, их семьи сортировать отходы. В назначенный день ученики приносят свой пластик, мы его взвешиваем и выдаём ребёнку его личную зачетку экоотличника.  Туда мы вклеиваем специальные наклейки пропорционально количеству принесённого вторсырья. После мы устраиваем экоярмарку, где цены на товары указаны в тех же наклейках. Если ребёнку их не хватает на приз, то мы предлагаем ему поучаствовать в следующей акции и, добрав необходимое количество наклеек, купить желаемое. Таким образом дети начинают понимать, что у вторсырья есть ощутимая ценность. 

От задумки – до результата

За полтора года существования проекта нам удалось вовлечь практически половину детей всей начальной школы, около 500 человек, которые за 8 проведенных акций сдали более 2 тонн пластика. Ребята, как мы и ожидали, гордились своими достижениями, рассказывая друг другу, сколько наклеечек им поставили в их зачетку. Быть вовлеченным в наши экомероприятия стало приятно и почётно.

   К организации процесса подключились старшеклассники, которые очень ответственно отнеслись к возложенным на них обязанностям организаторов. В процессе совместной работы они не только повысили свои социальные и лидерские навыки, но и гораздо лучше стали разбираться в проблемах экологии, организовав даже небольшой экоотряд, который начал продвигать идею раздельного сбора в здании старшей школы. Ребята по своей инициативе начали сбор «Добрых крышечек», батареек для проекта «Экозабота» и вели просветительскую деятельность среди своих сверстников.

Полезные эффекты от реализации проекта

Учителя и родители детей отметили, что дети стали более внимательными и ответственными по отношению к окружающей среде. Помимо огромного вклада в формировании экоответственного поведения у наших учеников у них сформировалось понимание, что у каждой произведенной пластиковой бутылки есть цена. С одной стороны это цена реальная, а с другой, это цена, выраженная в ресурсах, которые мы берем из природы и можем их вернуть обратно в виде сырья для последующей переработки отходов.

   Наша гипотеза о том, что индивидуальное поощрение детей за любой их вклад положительно влияет на их желание участвовать в мероприятиях и в дальнейшем. Это можно было оценить, посмотрев на рост числа участников и количества сданного от раза к разу. Такую прогрессию на аналогичных мероприятиях без индивидуального поощрения мы не наблюдали.

Ссылки

Статьи на школьном сайте, сначала мы назвали акцию «Не мусор, а вторсырьё»,

название «Разделяйка пришло к нам поже

https://sch1205uz.mskobr.ru/edu-news/592

https://sch1205uz.mskobr.ru/edu-news/625


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос