Развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русской
Оригинальная идея проекта
Долгосрочный проект нашего дошкольного отделения начался с совместного детско-родительского мероприятия «Сокровища бабушкиного сундучка». Рассказ о быте наших предков заинтересовал ребят настолько, что тут же возникло множество вопросов о том, как жили наши прадеды, как работали, как отдыхали, чем занимались и, главное, почему так любили свою родину. Вследствие этого и возникла потребность перенести ребят в далекое прошлое наших предков, дать им возможность самим найти ответы на интересующие их вопросы.
Знакомство с русской национальной культурой предполагается в любой основной образовательной программе дошкольного образования. А что если выйти за рамки, предложенные программой? Если расширить горизонты познания, вовлечь родителей в процесс воспитания и дать детям больше, чем они могли бы получить на стандартных занятиях?
Знакомство с русской культурой способствует формированию у детей нравственных устоев, вызывает познавательный интерес, а также раскрывает многочисленные творческие способности. В ходе реализации нашего многолетнего проекта, мы убедились в том, что практически каждый ребенок получил возможность для самовыражения через тот или иной вид народного творчества, будь это декоративно-прикладное искусство, или игра на народных инструментах, танец или инсценирование народной сказки.
Оригинальность нашего проекта заключается в том, что через погружение в мир русской национальной культуры ребенок находит в себе талант из прошлого и применяет его в настоящем. Отличительной особенностью является и то, что проект проводится не только на базе дошкольного отделения, но и продолжает свое развитие в стенах школы. Тема актуальна и интересна как детям дошкольного возраста, так и школьникам. Если в дошкольных группах проект имеет художественную направленность, то в школе проект проводится более углубленно, посредством проведения различных традиционных, национальных, обрядовых праздников. Проект способствует развитию творчества детей разных возрастов.
От задумки – до результата
Приобщение к истокам народной культуры мы начинаем с раннего детства, когда поем ребенку колыбельные, знакомим с игрушками. Постепенно, шаг за шагом мы углубляем его знания о культуре предков. Идея расширить возможности по раскрытию творческих способностей воспитанников через знакомство с народной культурой, породила целую череду проектов. А самое главное, что нам удалось вызвать интерес у родителей. Родители – наши помощники, сподвижники и непосредственные участники. Помимо проектной деятельности, в нашей школе стало традицией проведение «родительских суббот». Участвовавшие в этой образовательно-досуговой форме педагоги, дети и родители ставили спектакли, участвовали в фольклорных концертах, изготавливали игрушки, организовывали традиционные русские праздничные гуляния, посещали музеи и многое-многое другое. В нашем дошкольном отделении были реализованы проекты в различных возрастных группах. Воспитанники младших и средних групп знакомятся с народной культурой через проектную деятельность «Народные игрушки», «В мире народных сказок».
Ребята постарше уже научились определять жанры устного народного творчества и различать виды сказок, а помог им в этом проект «Волшебный мир русских народных сказок». Итогом проекта стала выставка «Русские народные сказки», где ребята и родители показали себя настоящими мастерами по изготовлению макетов по сказкам, а также постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко», где родители и дети раскрыли в себе талант актерского мастерства.
В ходе проекта «Русский узор» ребята знакомились с традициями мастеров Гжели, Хохломы, Жостова, Городца, развивали навыки художественного творчества. Совместные работы детей и родителей (рисунки, поделки) были представлены на творческих выставках. Немаловажным стал для нас тот факт, что с помощью проектного метода мы развиваем еще и речь воспитанников, обогащаем словарь новыми терминами, понятиями, узнаем об исконных значениях тех или иных слов.
Конечно же, мы не остались в стороне от участия в районных и городских конкурсах и мероприятиях. Актерское и вокальное мастерство ребята продемонстрировали в спектакле «Царевна-Несмеяна», побывав на театральном фестивале «В плену кулис», а также приняли участие в конкурсе детского творчества «Карусель» с народным танцем «Русский платок».
Полезные эффекты от реализации проекта
1. У детей формируется интерес к прошлому своей страны, к ее культурному наследию.
2. Созданы условия для развития творческого потенциала воспитанников.
3. Знание детьми жанров устного народного творчества; народные праздники, обычаи и традиции русского народа.
4. Формируются патриотические чувства, чувство гордости за свою национальную принадлежность.
5. Наличие у детей представлений о различных видах народного творчества: устного, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного и т.д.
6. Родители воспитанников вовлечены в процесс реализации проекта.
Ссылки
https://1376.mskobr.ru/edu-news/2935
https://nsportal.ru/albom/2019/03/16/doshkolnoe-podrazdelenie-no-2-gruppa-22a/maslenitsa
https://www.instagram.com/invites/contact/?i=f7xbx111kor0&utm_content=kscn06c
Поделиться в соц. сетях