Архив воспитательных практик

Реализация воспитательных практик в рамках мероприятий движения школьников «Школа безопасности»

Оригинальная идея проекта

В последнее время определилась актуальная педагогическая задача формирования психосоциальной компетенции подрастающего поколения – способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности. Составляющей этой задачи является обеспечение безопасности жизнедеятельности. Необходимость воспитания в данной области обусловлена тем, что в современном высокотехнологичном мире человеку необходимо уметь обеспечить свою личную безопасность и безопасность своих близких, уметь грамотно вести себя в ситуациях техногенных аварий, пожаров, опасных природных явлений. Для решения этих задач необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения: ставить перед собой цели; принимать решения и решать проблемные ситуации; критически мыслить; творчески мыслить; поставить себя на место другого человека; справляться со стрессами и эмоциями; позитивно общаться с окружающими; осознать себя как личность.  Выработке этих умений способствует формирование самооценки ребёнка, воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки, а также формирование у него собственных этических ценностей.  Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности и общения детей в коллективе. Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае, как представляется, выступает обучение детей безопасному поведению. ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ является городским оператором по разработке, подготовке и проведению комплексных мероприятий в рамках движения школьников «Школа безопасности».  

От задумки – до результата

Начиная с 1998 года в г. Москве стали проводиться соревнования «Школа безопасности», направленные на актуализацию знаний школьников в сфере безопасности жизнедеятельности. За более чем 20-летний период работы в этом направлении ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ обозначил  единый подход к разработке программ дополнительного образования в области формирования навыков безопасности жизнедеятельности, подготовил методическую базу по подготовке и проведению соревнований различного уровня, сформировал компетентную команду инструкторов, судей, руководителей команд-участников соревнований. Движение «Школа безопасности» одно из самых масштабных детско-юношеских движений в мире. Каждый год оно привлекает более двух миллионов участников только в нашей стране. Формирование у детей и подростков культуры здорового и безопасного образа жизни, как базовой потребности, является приоритетной задачей современного общества. Решить эту глобальную проблему можно развивая сущностные характеристики личности, направленные на обеспечение собственной и коллективной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения, прежде всего, в современных условиях жизни большого города, а так же в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и  здоровью человека

Процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не сводится к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех взаимосвязях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Движение “Школа безопасности” было создано в целях консолидации усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера, совершенствования гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания участников движения, пропаганды и популяризации среди молодежи здорового образа жизни. В рамках Движения ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном, всероссийском, а с 2012 года и на международном уровнях проводятся соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», которые позволяют охватить широкие слои учащихся, привить им практические знания, умения и навыки безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях. 

Этапы проведения соревнований:

1 этап – школьный. Проводится среди команд 6-11 классов общеобразовательной организации.

2 этап – окружной/межрайонный этап. Проводится среди команд-победителей школьных этапов.

3 этап – городской. Проводится среди команд-победителей МРСД г. Москвы.

Место проведения: Соревнования «Школа безопасности» проводятся на природной территории или в техногенных городских условиях (школьные этапы – в рамках площадок образовательных организаций). Как правило, сюда входят территории детских спортивных лагерей, домов отдыха, городских и загородных лесопарковых зон, а также специально оборудованных учебно-тренировочных спортивных и экспериментальных площадках.

Участники соревнования: В слёт-соревнованиях «Школа безопасности» принимают участие команды разных возрастных групп школьников,  точнее ребята среднего и старшего школьного возраста. Команды обязательно должны быть смешанными, не менее одного мальчика или девочки в команде, соответственно. На соревнование выставляются 2 команды (по одной для каждой из возрастных групп):

– возраст участников команды младшей возрастной группы 13-14 лет ;

– возраст участников команды старшей возрастной группы 15-16;

Состав команды: 1 руководитель, 1 заместитель руководителя (оба старше 18 лет), 8 участников (из них не менее 2 девушек).

Обязательные требования для участия: Команды должны иметь обязательное групповое и личное снаряжение, необходимое для прохождения этапов соревнования, спортивную форму одежды, закрывающую колени и локти, эмблему команды, флаг школы (района) и девиз команды.

Каждый участник соревнований должен уметь:

– ориентироваться на местности;

– оказывать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях;

– обладать навыками по прикладной физической культуре;

– пользоваться средствами индивидуальной защиты;

Должны знать:

– основные теоретические положения курса ОБЖ в объеме пройденного материала;

– основы выживания в различных условиях.

Набор элементов, включенных в программу соревнований:

1. Поисково-спасательные работы на акватории:

– передвижение на плавсредстве;

– использование спасательного круга;

– использование спасательного конца Александрова.

2. Поисково-спасательные работы в природной среде:

– преодоление естественных препятствий с использованием альпинистского снаряжения;

– ориентирование на местности;

– транспортировка пострадавшего;

– оказание первой медицинской помощи;

– движение по сложному рельефу;

– туристические узлы.

3. Поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера:

– использование легкого защитного костюма Л1;

– использование противогаза;

– работа в средствах индивидуальной защиты;

– транспортировка пострадавшего.

Полезные эффекты от реализации проекта

Основные результаты направлены на пропаганду и популяризацию среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; проверку уровня и качества практической подготовки участников по программам курса “Основы безопасности жизнедеятельности”; совершенствование форм и методов подготовки участников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, по оказанию само-, взаимопомощи; популяризацию профессии «спасатель», «пожарный» и т.д.; повышение патриотического воспитания молодежи; спортивную подготовку молодёжи, пропаганду здорового образа жизни. Основные эффекты проекта: – повышение эффективности формирования здорового, безопасного образа жизни детей, подростков и родителей, освоение высокоактивных поведенческих стратегий в чрезвычайных ситуациях; – повышение уровня профориентационной работы, формирование у подростков позитивного восприятия профессии: пожарного, спасателя и т.д.;  – специализированная консультационная  работа, в том числе с использованием информационных технологий: вебинары, онлайн- консультирование, информационная поддержка и информирование преподавателей школ; – учебно-методическая площадка для прохождения педагогической и производственной практики студентов педагогических ССУЗов, ВУЗов (подведомственных Департаменту образования города Москвы) и системы МЧС России; – повышение уровня образования специалистов общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере безопасности детей (ООО ВДПО, АНО «Женщины за безопасность» и др.) и волонтёрских (добровольческих) объединений; – снижение количества травмированных детей при ДТП, пожарах и на водных объектах; – психологическая помощь в постравматических состояниях травмированных при пожарах детей (более 1000 ежегодно); – участие дружин юных пожарных и спасателей в праздновании государственных праздников (парады, шествия и т.д.).

Файлы

fixed-shb-2019.pdf

normdoc-shb-2019.pdf

polozhenie_podpisano_shkola_bezopasnosti.pdf

Ссылки

Московские городские полевые лагеря (mskobr.ru)

Московские городские соревнованиях «Школа безопасности» (mskobr.ru)

https://vk.com/album-82420560_263487491

https://vk.com/album-82420560_264951807

https://vk.com/album-82420560_265098304

https://vk.com/album-82420560_263381925


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос