«РОСТ» — РАЗВИТИЕ, ОБУЧЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ, ТАЛАНТ
Оригинальная идея проекта
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни». К.Д. Ушинский
Нашей основной задачей на этапе реализации проекта было создание системы профориентации обучающихся внутри нашей образовательной организации, которая способствует формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями и способностями обучающихся.
Выстроенная система профориентации в нашей школе объединяет в себе все ступени образования и называется «РОСТ» (Развитие, Обучение, Стремление, Талант), что способствует планомерному развитию каждого обучающегося на пути профессионального самоопределения.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в ГБОУ Школа имени Достоевского – это система учебно-воспитательных практик, направленных на усвоение обучающимися необходимого объема знаний о социально-экономических и других характеристиках профессий. Единый механизм мероприятий, который выдержан на всех ступенях образования, помогает нам обеспечить научно-обоснованный выбор профессии нашими учениками. Для успешной реализации проекта наша образовательная организация привлекает стратегических партнеров.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
— профессиональная информация — сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информация о системе учебных заведений: Дни открытых дверей в учебных заведениях, Профессиональная среда, Университетские субботы, мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий.
— профессиональное воспитание — формирование склонностей и профессиональных интересов школьников, вовлечение обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил.
От задумки – до результата
Основной задачей проекта является построение работающей траектории гармоничного развития каждого обучающегося в рамках профессионального самоопределения.
Тема выбора будущей профессии всегда была и будет актуальной для всех.
На начальном этапе мы работали одновременно во всех классах по параллелям. Ранняя детская профориентация носит информационный и консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда они подражают взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения. Необходимость ранней профориентации обосновывают новыми тенденциями в нашей жизни и вызовами будущего. Детей нужно сориентировать в профессиях будущего, подготовить их заранее к инновационным реалиям и изменениям будущей жизни. В цифровых технологиях дети ориентируются лучше взрослых, поэтому, освоив цифровые профессии, они быстрее смогут выйти на рынок труда.
В нашей образовательной организации выстроена работа кураторов по профориентации таким образом, что, приходя в школу, ученик начинает формировать «портфель» своих hardskills и softskills. В 1-4 классах проводятся игры «Профиринг» и «Профтеатр», направленные на приумножение этих навыков и ознакомление обучающихся с разнообразными профессиями и тем, где можно данную профессию получить, а главное применить.
К 5 классу обучающиеся уже владеют определенными компетенциями и продолжает выстраивать индивидуальную траекторию роста. Ранняя профориентация в 5-7 классах нацелена на знакомство ребят с профессиями будущего, обучающиеся принимают участие в Профифесте, кейс-играх и играх по компетенциям. На классных часах работают с атласом новых профессий и разрабатывают карту успешности класса, каждый месяц дополняя ее новыми ступенями. После каждой игры наши ученики пополняют «портфель» знаний новыми и качественными умениями.
Дополнительно стоит отметить, что ведется также работа и с психологической точки зрения, так как существует огромное количество факторов, влияющих на выбор будущей профессии, так называемые внешние причины выбора профессии. Например, мнение окружающих о профессии; желание мамы или папы; пойти учиться «за компанию»; доступность обучения. На психологических семинарах ребята учатся разбираться в правильности своих намерений и расставлять приоритеты.
В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.
К 9-11 классу обучающиеся уже имеют собственную карту интересов, навыков и умений и понимают, где можно применить данные знания. Таким образом, посещая мероприятия и мастер классы уже на площадках колледжей и ВУЗов, а также, пробуя себя в разных направлениях, обучающиеся могут принимать решение о том, чем хотят и будут заниматься в будущем. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» обучающиеся 9-11 классов осваивают выбранные ими профессии и получают фундаментальные знания и навыки, принимая участие в профпробах.
Проект реализовывается поэтапно, каждый класс в нашей образовательной организации ведет свою карту успешности и роста.
По ссылке можно увидеть основные моменты реализации проекта на пути профессионального самоопределения.
Профориентационная работа в ГБОУ Школа имени Достоевского
Полезные эффекты от реализации проекта
1. Погружение обучающихся в мир профессий на всех уровнях образования: дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее.
2. Возможность попробовать себя в различных профессиях, получить новые навыки и знания.
3. Формирование собственных критериев выбора будущей специальности совместно с педагогами.
4. Выстраивание индивидуального профориентационного маршрута.
5. Осознанный выбор обучающимися профессиональной траектории.
6. Трансляция опыта старшеклассниками посредством проведения мастер-классов, викторин и классных часов для младших школьников (преемственность).
7. Вовлечение родительской общественности в проведение профориентационных встреч с обучающимися (презентация своей профессии).
8. Снижение уровня тревожности при выборе будущей профессии среди всех участников образовательного процесса.
9. Повышение мотивации у обучающихся к получению новых навыков и знаний, которые необходимы для успешного развития hard-skills и soft-skills.
Ссылки
Поделиться в соц. сетях