Архив воспитательных практик

Школьный духовой оркестр

Оригинальная идея проекта

Создание нетипичного для общеобразовательной школы творческого пространства, вовлечение детей разных возрастов с 1-го по 11-й класс в общий проект, объединённых одними целями, идеями, художественными и творческими планами и задачами. 

         Знакомство и приобщение ребят к миру музыкального искусства на примерах лучших классических и современных музыкальных произведений. 

Обучение (по разработанным в рамках проекта программам) игре на различных музыкальных инструментах сольно, в составе различных инструментальных ансамблей, а также в общем  школьном духовом оркестре. Поощрение, развитие и помощь в реализации детских креативных идей и инициатив.

         Воспитание чувства ответственности, самостоятельности и, в то же время,  взаимопомощи и коллективизма, чувства долга перед другими ребятами, играющими в оркестре. Привитие  уважения  к родному краю, его традициям, историческому наследию, художественному многообразию. Воспитание патриотизма и любви  к Родине.

Участие детей как сольно, так и в составе коллектива во всевозможных событиях школы, муниципалитета, города, таких как концертные выступления, фестивали, конкурсы, флешмобы, мастер-классы, хореографические и театральные представления, выступления в музеях, на мемориальных площадках, торжественных и праздничных мероприятиях различного уровня, а также  других событиях художественно-творческой направленности. 

      Как итог — всё вышеперечисленное способствует  всестороннему развитию и воспитанию гармоничной личности, воспитывает чувство долга, патриотизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности, дисциплинирует детей, расширяет общий кругозор, прививает любовь к различным  видам художественного творчества.

От задумки – до результата

Идея  создания «школьного духового оркестра» была предложена в 2016-м году директором нашей школы №2083 Наумкиной Татьяной Владимировной.  Далее была проделана большая подготовительная работа по определению целей и задач проекта, анализу потребностей  будущего оркестра, проведены консультации с профильными специалистами в этой области и подбор квалифицированных кадров педагогов-музыкантов,   проработан вопрос финансирования, изучены возможности школы по предоставлению помещений для занятий детей. В сентябре 2016 года проект стартовал.

Было принято решение создать «Школьный духовой оркестр» на базе образовательной площадки Остафьево, которая находится в историческом месте и в непосредственной близости с бывшей загородной усадьбой Вяземских-Шереметьевых в селе Остафьево.

        Усадьба была и является культурным центром Москвы.  Здесь собирались ключевые фигуры Золотого века   русской поэзии, такие как А. Пушкин, И. Дмитриев, В. Жуковский, Н. Карамзин, К. Батюшков, Д. Давыдов, А. Грибоедов, Н. Гоголь. В 1995 году музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» был включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

     Соседство с таким памятником архитектурного, исторического и художественного наследия, несомненно накладывало на нас дополнительную ответственность с одной стороны, а с другой — являлось дополнительным стимулирующим фактором для движения к достижению намеченной цели.

         Итак! В нашей школе было анонсировано создание детского духового оркестра. К осуществлению проекта были привлечены тщательно подобранные педагоги с большим опытом работы в музыкальном художественном творчестве, среди которых: Акберов М.Р. – руководитель студенческого оркестра ГУДИ, Рошковский И.Е. и Скнарин А.М. – в прошлом дирижеры военных духовых оркестров, Санников А.А. – лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнительского мастерства. В результате проведенного отбора был сформирован коллектив из 30 ребят разного возраста для последующего создания на его базе «Школьного духового оркестра».

Уже в феврале 2017 года наш школьный духовой оркестр дебютировал на праздновании 150-летия образования школы в «Остафьево». Это был своего рода эксперимент: за полгода создать школьный духовой оркестр с участием детей, которые впервые  в жизни увидели духовой музыкальный инструмент и не имеют никакого музыкального образования в принципе.  В музыкальной школе ребенок приходит в оркестровый класс только на 3-й год обучения на духовом инструменте.  У нас же этого времени не было! Все педагогические силы были брошены на решение многих проблем. И нам это удалось! По моему мнению, этому способствовало несколько факторов:

1.     Грамотная, целенаправленная, профессиональная работа педагогов:

ü Создание эксклюзивных пособий и упражнений для быстрейшего освоения нотной грамоты

ü Применение новых методик для обучения приемам игры на музыкальных инструментах в кратчайшие сроки

2.     Эффективное руководство подготовкой оркестра 

3.     Помощь и поддержка педагогического коллектива и руководства  школы 2083.

            Наше «боевое крещение» было весьма достойным и бурные аплодисменты зрительного зала были тому живым подтверждением. Этот опыт послужил хорошим толчком для дальнейших плодотворных занятий детей, которые поверили в свои силы, окрылённые таким успехом. В марте того же года оркестр принял участие во всероссийском конкурсе Московского открытого фестиваля «Музыкальная Московия». Ребята нашего оркестра удостоились чести выступить на сцене Российской Академии музыки имени Гнесиных,  где духовой оркестр  школы 2083 выступал среди коллективов музыкальных школ и училищ города Москвы и стал лауреатом 3-й степени. Это было ещё одной яркой победой и доказательством правильно выбранной стратегии развития коллектива. 

          Таким образом, был взят очень хороший старт для дальнейшего развития коллектива единомышленников, объединённых общими целями и идеями.  Оркестровые занятия сплачивали коллектив, младшие школьники тянулись за старшими, а те, в свою очередь, помогали младшим с возникающими трудностями, и все вместе покоряли всё новые и новые вершины музыкальной науки, открывая, неизведанные ранее горизонты прекрасного художественного творчества. У детей появилось чувство ответственности за общий результат, возросла  самоорганизованность и внутренняя дисциплина каждого.

             За четыре года своего существования наш оркестр добился внушительных результатов в области художественного творчества. Коллектив освоил обширный  музыкальный репертуар, в который входят классические и современные произведения различной направленности  для духового оркестра, а также авторские  произведения, аранжировки и переложения наших педагогов. На базе оркестра создано несколько инструментальных ансамблей: ансамбль трубачей, саксофонов, ударных инструментов, смешанные ансамбли. Регулярно проходят концерты сольных выступлений учащихся. Коллектив постоянно участвует в значимых городских и всероссийских фестивалях и конкурсах, таких как: «Ради жизни на земле», где наша школа получила дважды ГРАН-ПРИ как «Самая творческая школа города Москвы», городские конкурсы «Эстафета искусств», «Золотой ключик», «Музыкальный Олимп», «Родник талантов», «Наследники победы», «Величальная России», «Звучит Москва». Выступает  в  музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас», дает  концерты в нашей школе, участвует в различных  флэш-мобах, мастер-классах, фестивалях, хореографических и театральных постановках школы и города. Даже сейчас, в условиях удаленной работы, наши ребята под руководством педагогов продолжают дистанционные занятия, осваивают новый репертуар, создают видео ролики и участвуют в онлайн концертах. 

     Но главное  достижение  оркестра — это дружный и сплочённый коллектив   единомышленников,   занимающийся   трудным, кропотливым, но благородным делом, воспитывающий интеллигентных,   эстетически   и   художественно   развитых, творческих ребят, стремящихся дарить людям прекрасное.

Полезные эффекты от реализации проекта

В разных странах, на всех континентах и материках в различных  школах, колледжах и университетах созданы  детские и студенческие духовые оркестры, которые приносят почет и славу своим учебным заведениям и становятся, в какой-то мере, их визитными карточками. А участие детей в этих коллективах — является честью, гордостью и большим достижением для ребят. Все эти особенности присущи и нашему коллективу, но нам кажется, что мы смогли пойти  дальше простых титульных функций оркестра и с уверенностью можем сказать о большой воспитательной роли проекта «Школьный духовой оркестр». Далее следует перечень полезных эффектов, которые дает проект его участникам и школе № 2083 в целом. Итак, наш проект:

·      знакомит с лучшими образцами музыкального искусства различных направлений и жанров и приобщает участников проекта к художественному творчеству 

·      обучает игре на музыкальных инструментах, игре в ансамбле и в оркестре

·      развивает музыкально-художественный  вкус

·      воспитывает и прививает уважение к общечеловеческим ценностям

·      помогает развить самоорганизованность и внутреннюю дисциплину, ответственность и работоспособность

·      учит ценить дружеские отношения в коллективе

·      повышает самооценку, так как занятия в оркестре не только не подавляют индивидуальность ребят, а напротив дают новый импульс для развития и совершенствования

разносторонне развивает ребенка как личность, ориентирующуюся в традициях мировой культуры, в современной системе ценностей, способную к социальной адаптации, к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельному жизненному выбору.

Ссылки

https://youtu.be/-yYpAkC0rZw

https://yadi.sk/a/WQFPa_rUff8BpA


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос