Архив воспитательных практик

Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции воспитанников и кадет

Оригинальная идея проекта

Актуальность темы работы музея Первого Московского кадетского корпуса «История Российской Дипломатии» заключается в том, что, в деятельности музея участвует не только старшее поколение, но и младшее. Именно в школе, в детские годы, закладываются основы патриотизма, гражданственности и уважении к своей истории, людям, традициям. 

Музей находится в периоде постоянного поиска новых форм и методов работы по совершенствованию деятельности музейного сообщества, что, несомненно, способствует повышению эффективности воспитательной работы школы. Он является центром музейно-педагогического воздействия, уникальной площадкой преломления культуры, истории, образования и воспитания школьников.

От задумки – до результата

I этап. Создание условий для участия обучающихся в разных видах деятельности, связанных с поисковой, экскурсионной, волонтерской, образовательной, проектно-исследовательской музейной работой Идея создания музея родилась в 2009 году. 16 декабря 2011 г. — дата официального открытия корпусного музея, день, когда была перерезана красная ленточка. 

II этап. Воспитание музейной культуры обучающихся, обучение музейному языку, музейной терминологии в рамках гражданско-патриотического воспитания. Оформление и наполнение экспонатами 4-х основных экспозиции: 1. «Око всей великой России» — становление дипломатической службы Российского государства. 2. «МИД Российской империи». 3. «Советская дипломатия». 4. На рубеже эпох — развитие дипломатической службы на рубеже XX – XXI веков.

III этап. Реализация в практической музейной работе деятельностных технологий, форм, методов, направленных на формирование активной гражданской позиции и патриотизма обучающихся.

Проектная работа в рамках музея организована согласно функциональным направлениям:

— Поисковая работа. Экспедиции в село Белый Раст, где во время войны был поставлен памятник погибшим морякам. Встречи с жителями, беседы со священником храма, посещения братской могилы моряков. Выпуск фильма и создание панорамы боя, в которую вложена капсула с землей, привезенной с братской могилы. Сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны. Собирание биографических материалов в Книгу Памяти.

— Создание межпредметного цикла мероприятий. Акции и проекты: «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Имя дипломата — имя взвода» и др.

— Экскурсионная деятельность по пропаганде исторических ценностей, находящихся в музейных экспозициях. Организация видеоэкскурсий о поэте-фронтовике Булате Окуджаве, актере и поэте Владимире Высоцком, по историческим местам Москвы «Церковь Вознесения Господня «Малое Вознесение» на Большой Никитской.

— Организация воспитательных событий. «Урок в музее» — уроки английского языка, литературы, истории, МХК, ОБЖ, уроки профориентации с приглашением дипломатических работников. Проведение лекции о дипломатии. Проект «От идеи к воплощению» — создание и установка садово-парковой скульптуры «Русский дипломат», прототипом который был выбран известный российский деятель Александр Михайлович Горчаков.

— волонтерская деятельность (шефство над ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил РФ, дипломатической службы России, организация патроната памятников).

Полезные эффекты от реализации проекта

Реалии окружающего мира заставляют меняться и такой консервативный институт, как музей образовательного учреждения. «Школьный музей – это не самоцель, он звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок, но он дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием».

Музей «История Российской дипломатии» является идеальным воспитательным инструментом, системообразующим компонентом открытого образовательного пространства кадетского корпуса и решает одну из главных задач школы — формирование интеллектуально, творчески и нравственно развитой личности, ориентированной на служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. 

Интерес к музею у жителей района, учащихся соседних школ с каждым годом растет. Музей стал одной из площадок городской олимпиады «Парки. Музеи. Усадьбы».

Учащиеся, отвечая на вопрос: «Чем музей в нашей школе должен отличаться от других музеев?», говорят, что музей должен быть адресован детям, и прямое участие детей в его создании и работе должно быть обязательно. А это значит, что те, кто создает музей (учащиеся, педагоги, родители), являются и его основными пользователями. Особенностью проектной деятельности музея является вовлечение в нее всех учащихся корпуса.

Файлы

Музей История российской дипломатии_презентация (1).pdf

Ссылки

https://1mkk.mskobr.ru/konkurs-pomnim-geroev-voynyi-i-pobedyi/muzey-istoriya-rossiyskoy-diplomatii-ul-orshanskaya-d-14


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос