Архив воспитательных практик

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ПРОДОЛЖЕНИЕ»

Оригинальная идея проекта

С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования, развития личности и воспитания общественного сознания. 
Школьный театр — это воспитательный проект, формирующий чувство ответственности, дисциплинированности и коллективизма. И не важно, какая у тебя роль – большая или «кушать подано», ты важен! Нужно прочитать пьесу, вовремя выучить текст, подготовить костюм. Это постоянная работа над собой, воспитывающая самодисциплину и ответственность. Ребёнок знает, что забытый костюм или невыученная реплика – это не только его собственный прокол, но и сорванный спектакль, сорванная репетиция.
Школьный театр – это ещё и чувство коллективной ответственности, умение ценить и уважать чужой труд, чужое время. В школьном театре оказываются ребята, скреплённые общими интересами, общими целями, они заняты общим делом. А общее дело, к которому все относятся серьёзно, с трепетом, очень сильно сплачивает. Они учатся помогать друг другу, прощать и быть терпимыми, если у твоего товарища по сцене что-то получается не сразу. В общем, школьный театр – это проверенный различными неурядицами и трудностями преданный друг другу коллектив! 
Школьный театр – это образовательный проект, открывающий детям возможность получать новые знания в области литературы и искусства, формировать эстетический вкус. Юным артистам прививается любовь к чтению, поскольку чтение для них — это повседневная норма, обыденное дело, которое к тому же приносит удовольствие. У обучающихся формируются практические навыки исполнительской культуры, а также умения: от «пришить пуговицу и погладить костюм» до «выучить большое стихотворение и не испугаться публичного выступления». Да и пьесы сами по себе всегда чему-то учат, рассказывают ребёнку что-то новое. Через игру ребёнок обретает свободу. Свободу самовыражения. Чтобы сыграть какого-то персонажа, тебе нужно его «прочесть», разгадать, что им движет, чем он живёт. 

От задумки – до результата

Школьный театр «Продолжение» был создан в ноябре 2014 года, и за шесть лет своего существования коллектив осуществил постановку 11 спектаклей. Уже в декабре 2014 года был выпущен спектакль «Новогодние приключения Хлопушек». Ребята впервые собрались для того, чтобы попробовать себя на сцене в качестве актёров. И надо заметить, у многих из них это очень неплохо получилось. И мы сразу решили называть себя школьным театром. Не кружком, не студией, а именно театром, и название родилось как-то сразу – театр «Продолжение». Театр – это живой организм. Одни артисты покидают театр, став выпускниками школы, им на смену приходят новые артисты. После премьеры каждого спектакля мы точно знаем, что возьмёмся за новую пьесу. То есть начатое нами в 2014 году дело находит свое продолжение.

В марте 2015 года мы впервые выпустили спектакль, в котором вместе играли и дети, и педагоги. Это был спектакль под названием «Шутки Чехова» по мотивам произведений А.П.Чехова. Это  был замечательный опыт!

Каждый раз, выбирая тот или иной материал для постановки, режиссер  думает о том, а что он даст детям? Чему они научатся, что получат в свой человеческий, духовный багаж помимо навыков актёрского мастерства. И придумали самое простое — на премьере пьесы С.Я. Маршака «Кошкин дом» очень ярко, понятно и глубоко можно рассказать детям, что в жизни есть добро, а что — зло. Как надо поступить, если человек оказался в беде. Ведь все эти серьёзные вопросы-ответы проходят через игру на сцене, но важно, что  принятие правильного решения в жизни и есть наша главная воспитательная сверхзадача.

Конечно, всем нам очень хотелось дальнейшего продолжения совместной работы с педагогами, и таковой стала постановка спектакля «Сказ про Федота-стрельца» по пьесе Л.Филатова. Он получился ярким, музыкальным с неожиданными актёрскими открытиями. Пьеса-сказка П. Морозова «Шишли-мышли», наполненная волшебством и перевоплощениями, мифическими героями, постановка пьесы итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Риск» была осуществлена силами только педагогов.  Спектакль мы назвали «Феличита или страсти по-итальянски». 

Спектакль «Дети войны» по мотивам пьес Л.Никольской «Должна остаться живой» и О. Шестинского «Блокадные новеллы». Большая, трудная, порой кажущаяся неподъёмной, была эта работа. Но результат… 17 раз прошёл показ этого спектакля, более полутора тысяч ребят посмотрели его. 17 часов абсолютной тишины в зале. Следующей постановкой стала пьеса А. Гуркова «Время полной луны». И этот спектакль оказался естественным продолжением предыдущего. Тема мира на земле, взаимоотношений между странами и народами. 

Со временем мы стали задумываться о том, что наш театр может приносить не только моральное и эстетическое удовольствие, но и самую настоящую материальную поддержку тем, кто в ней нуждается. После посещения нашего спектакля «Приключения Незнайки и его друзей» родители наших младших школьников стали переводить денежные средства в благотворительный Фонд помощи онкологическим больным детям «Подари жизнь». И каждый из нас чувствовал свою сопричастность к важному делу, абсолютно понимая, для чего и зачем мы делаем эту работу. И мы абсолютно уверены в том, что, пройдя путь артиста нашего школьного театра «Продолжение», проживая эти спектакли, каждый из них становится лучше, духовно богаче, щедрей на любовь и понимание боли другого человека. И это очень важно!

В 2020 году мы вновь обратились к одной из важных социальных проблем в нашей стране – Детские дома. Пьеса Т. Камылиной «Чертополох из одуванчиков» и её предисловие к началу: «Самостоятельная работа для взрослых и детей» сразу заставила нас обратить на неё внимание. И после показов этого спектакля уже сами педагоги нашей школы и родители решили перевести материальную помощь ещё одному ребёнку с диагнозом СМА (спинально мышечная атрофия). Мы абсолютно уверены в том, что и школьные театральные коллективы могут действительно оказывать самую настоящую материальную помощь тем, кто так остро в ней нуждается! А моральный и нравственный момент воспитания личности участвующего в этом процессе ребёнка очевиден! 

Полезные эффекты от реализации проекта

Театр — это коллективное творчество. И как здорово, когда это коллективное творчество становится совместным выступлением учеников и учителей. Это та форма работы, которая при сотрудничестве взрослых и детей делает школьный коллектив не просто единым целым, а уникальным по атмосфере и отношениям между его участниками.

Участие в школьном театре даёт ребёнку ощущение «чего-то большего», чувства причастности, личностный рост ребенка. Он не просто приходит в школу, отсиживает свои положенные шесть уроков и уходит домой. Он не рядовой ученик. Он артист школьного театра. Это определённый статус, который, конечно, нагружает определённой ответственностью и дополнительными занятиями, но также дарит чувство удовлетворения и осознания своей важности, происходит социальная и психологическая адаптация. Ребёнок занимает роль в коллективе. Он не безлик, ему есть с чем себя идентифицировать, происходит эстетическое и творческое формирование личности. И здесь речь не столько о каких-то льготах, уважении учителей и авторитете среди сверстников, сколько о внутреннем спокойствии ребёнка – он на своём месте, у него есть своя роль, он чувствует себя важным и нужным, происходит сплочение учащихся и педагогов в едином творческом коллективе.

Ссылки

Интервью с театром

Репортаж ТВЦ

ВИДЕО

Спектакль «Приключения Незнайки»

Спектакль «Чертополох из одуванчиков»

https://www.youtube.com/watch?v=empq3-b1oeE

Спектакль «Время полной луны»

Спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца»


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос