Школьный вожатский отряд — ученики-наставники нового поколения. ГБОУ Школа Бибирево
Оригинальная идея проекта
Вовлечение подростков в общественно-полезную деятельность является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе и успешной социальной адаптации обучающихся. Одним из аспектов подобного вовлечения становятся классические формы детских общественных объединений (ДОО). ДОО можно назвать формой организации и самоорганизации эффективной работы постоянного детского коллектива, которая помогает школьникам в социализации и самореализации, способствует развитию лидерских навыков, умения общаться и вести конструктивный диалог, навыков командной работы и других важных и необходимых социальных компетенций.
В Школе Бибирево существует сразу несколько детских общественных объединений. Одно из них – школьный вожатский отряд «Campool». Школьный вожатский отряд – это коллектив учеников (14+), которые осваивают азы вожатства и педагогики, практикуют педагогические и воспитательные технологии при взаимодействии с воспитанниками дошкольных отделений школы и учениками 1-4 классов, разрабатывают и реализуют социальные проекты, нацеленные на развитие навыков и умений младших школьников и дошкольников.
Школьный вожатский отряд становится не только организованной формой шефской деятельности, одной из составляющих единого воспитательного пространства, направленной на развитие личности каждого ребенка, приобщение его к общественным ценностям, создающей систему преемственности, взаимопомощи и взаимовыручки, но и прекрасной площадкой для формирования профессиональных навыков будущих педагогов нового поколения.
От задумки – до результата
В Школе Бибирево активно развивается система ученического самоуправления, одним из критериев успешности которой является разветвленная структура органов ученического самоуправления. На данный момент в школе функционируют: Школьный ученический совет, детские общественные объединения и совещательно-консультативные органы.
Школьный вожатский отряд создан на базе одного из органов ученического самоуправления и является частью большой структуры ученического сообщества. Задумка о создании отряда появилась в начале 2020-2021 учебного года у учеников 10 «В» класса, которые обучаются по программе «Профессиональное обучение без границ» по специальности «Вожатый». Изучая программу, ребята узнали, что деятельность вожатого может осуществляться не только в рамках детского лагеря, но и в школе. В силу возраста ребята не могут пройти полноценную практику в рамках обучения и в дальнейшем сразу же применять полученные знания на практике, так как профессия требует совершеннолетия. Изучив законодательные аспекты, ученики совместно с педагогами школы пришли к выводу, что могут осуществлять схожую деятельность, организовав свое детское общественное объединение, которое поставит себе цель развитие практических навыков вожатого, популяризации данной профессии и реализации социальных проектов воспитательной направленности.
Ученики-вожатые разработали Положение о школьном вожатском отряде, внутренние правила и культуру коллектива, подали заявку в Школьный ученический совет и далее — в Управляющий совет образовательной организации.
Получив поддержку Управляющего совета и руководства школы школьные вожатые совместно разработали символику отряда, серию каникулярных воспитательных проектов для дошкольников и учеников 1-4 классов, приступили к углублённому изучение аспектов вожатской работы, выходящих за рамки основного курса обучения. На этом этапе появилась возможность привлечь и других учеников школы, заинтересованных в профессиональном развитии, раннем освоении профессии, взаимодействию с младшими школьниками, в активном участии в деятельности школьного вожатского отряда.
В ограниченных условиях, в силу сложной эпидемиологической обстановки, школьные вожатые под руководством педагогов смогли реализовать один из значимых школьных социальных проектов для воспитанников дошкольных отделений, учащихся 1-4х классов и их родителей – новогоднюю заочную программу образовательного проекта «Online-каникулы». В рамках проекта вожатые подготовили записи творческих мастер-классов, игр, сказок на ночь, изучили возможности города, центров дополнительного образования и интернет-ресурсов, объединив это в тематические подборки.
На данный момент в планах у будущих вожатых:
-разработка социального проекта «Интерактивная карта вожатого» — виртуальная карта с актуальной информацией о местах в Москве, где школьники могут освоить профессию вожатого, почерпнуть необходимую информацию. Для действующих вожатых города будут обозначены точки для организации сборов своего вожатского или детского коллектива, проведения обучающих и творческих мастер-классов, актуальная информация о действующих педагогических отрядах города;
-развитие и реализация образовательного проекта «Online-каникулы», направленного на организацию досуга учащихся 1-4х классов и воспитанников дошкольных отделений в период каникул и праздников, развитие ключевых умений и навыков;
—популяризация социальных и педагогических профессий среди учащихся школы.
Полезные эффекты от реализации проекта
1. Вовлечение старшеклассников в общественно-полезную деятельность через шефскую работу.
2. Ранняя профориентация учащихся с возможностью практического погружения в профессию.
3. Развитие ключевых навыков 21 века у старшеклассников – коммуникабельность, кооперация, креативность, критическое мышление. Освоение более предметных навыков и умений – проектирование, ораторское мастерство, организаторские навыки.
4. Создание эффективной воспитательной среды для обучающихся всех уровней образования через меж возрастное взаимодействие.
5. Обеспечение преемственности системы воспитания дошкольного, начального, основного и среднего образования..
6. Организация полезного и альтернативного досуга обучающихся.
Ссылки
Школьный ученический совет одобрил создание вожатского отряда.
Популяризация школьного вожатского движения в социальных сетях
Новости от школьного волонтёрского отряда в социальных сетях
Образовательный проект «Online-каникулы» от школьного вожатского отряда«Campool»
Поделиться в соц. сетях