Архив воспитательных практик

Сказка общения

Оригинальная идея проекта

Приходя в начальные классы кадетской школы, обучающиеся попадают в совершенно новые условия, новый коллектив, к новым преподавателям. Кроме личностной тревожности, у детей также проявляется и групповая. Чтобы помочь ребятам адаптироваться ко всему новому, психологи Корпуса используют метод сказкотерапии 

Чем же может помочь сказка? Давайте разберемся.

Сказки передаются из поколения в поколение. В их основе нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка.

Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит:

Зло живет не только в сказке –

В жизни ходит без опаски.

Но добро покуда живо –

Сказка древняя не лжива.

Слушая или придумывая сказку, ребенок ищет и находит важные жизненные смыслы, переносит их в реальность. Он задумывается над неоднозначностью сложившейся в сказке ситуации и познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может обернуться благом. Играя в сказку, ребенок чувствует себя защищенным – ведь все плохое происходит не с ним, а со сказочным героем. И в то же время ребенок отождествляет себя с героем, и его личностный потенциал активизируется, материализуется мечта.

Сказка может удовлетворить три естественные психологические потребности обучающегося:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии.

От задумки – до результата

Проект родился в связи с необходимостью в нестандартном, понятном подходе к работе с младшими школьниками в вопросах формирования товарищеских отношений в коллективе и решения конфликтных ситуаций. Зачастую, придя в школу, ребята не знают, как правильно наладить коммуникации, как вести себя в ссоре и как правильно выйти из конфликтной ситуации. Проект реализуется с обучающимися начальных классов уже более 10 лет. 

Предлагаемый проект представляет собой занятия, направленные на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников.

Занятия с обучающимися проводятся еженедельно, в форме тренинга. Занятие начитается с анализа настроения участников на данный момент, анализа прошедшей недели. После анализа ребятам предлагается сравнить свое настроение с каким-то сказочным героем. Очень важно, чтобы ребята могли отличить героя сказок от героя мультфильма, комикса или компьютерной игры.

Каждое занятие индивидуально, разнообразно. Важно планировать наполняемость занятия с той целью, которую ставит педагог именно для этого класса. Занятия могут выступать и кругом сообщества по примирению, и групповым обсуждением какого-то вопроса, и решением творческого задания. Когда с помощью сказки мы говорим о реальных, серьезных вопросах, ситуация обучающимися воспринимается более безопасно, отвлеченно, экологично. В занятиях используются терапевтические сказки, написанные как специалистами-психологами, так и созданные самими ребятами на заданные темы (темой служит актуальная ситуация на данный момент для этого класса)

Результатом реализации этого проекта стало создание цикла занятий под названием «Сказка общения», где решаются следующие задачи: 

·        Поиск внутренних личностных ресурсов для снятия психологического напряжения.

·        Профилактика внутриличностной тревожности.

·        Совершенствование навыков межличностного позитивного взаимопонимания.

·        Позитивное решение конфликтных ситуаций

·        Развитие воображения, творческого мышления.

Полезные эффекты от реализации проекта

Реализация проекта способствует развитию интереса обучающегося к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка.

У обучающихся формируется:

 – осознание себя с позиции школьника;

–  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

–  умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

– способность справляться со страхами, обидами, гневом;

– умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

– умение справляться с негативными эмоциями;

–  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

– успешная адаптация в социуме.

В классных коллективах в результате реализации проекта наблюдается устойчивая тенденция к снижению внутриличностной тревожности в групповом взаимодействии.

Файлы

Сказкотерапия.pdf

Ссылки

https://1mkk.mskobr.ru/articles/718


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос