Архив воспитательных практик

«СКАЗКА ЗА РУКУ ВЕДЁТ»

Оригинальная идея проекта

В связи с высокой занятостью, и нехваткой времени для творческого общения с детьми дома, как правило, родители тратят время на контроль выполнения домашнего задания. Из-за этого ребенок всё свое свободное время проводит перед телевизором, поглощая большое количество лишней для него информации . Редкие мультфильмы в наше время отражают народные традиции, и несут в себе какие-либо воспитательные задачи. Сказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки понятны и взрослым, и маленьким, а во-вторых, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже с детского возраста культуры межнационального общения, особенно в условиях современного мира. Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношения, понимаемой как культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. В сказке перед умственным взором детей предстоят образы, характеры, природа разных стран; в ней дети получают блестящие образцы родного языка, и других языков мира. Система обучения и воспитания, созданная самим народом, основанная на народных началах, по глубокому убеждению, К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных целях или позаимствованных у другого народа. Национальная культура всегда питается другими культурами и наоборот. “От родного порога — в мир общечеловеческой культуры” — так сформулировал идею академик Б.М. Неменский.

От задумки – до результата

Каждый раз, встречая новых первоклассников, задумываешься: как побыстрее их познакомить, передружить, заложить прочный фундамент коллектива, когда все дети такие разные? Любой педагог скажет, придумайте общее дело такое, чтобы завело, закружило и дало в руки занятие каждому. И я подумала: «Почему бы не театр? Не театрализованные школьные постановки по мотивам любимых детьми сказок?» Действительно, театр может помочь каждому ребенку показать себя в самом лучшем свете, и дать детям почувствовать себя единым количеством – труппой. На основе этой идеи была разработана программа «Мои любимые сказки». Данная программа составлена для учащихся начальной школы и рассчитана на два учебных года (76 часов в год), т.е. на 2 часа в неделю. В дальнейшем, не стоит прерывать воспитательную работу в данном направлении, а следует продолжать работу с материалами, интересными для учеников. В рамках предлагаемой программы искусство будет делиться на виды и жанры, произойдет осознание учениками их связи с личной жизнью человека. Каждый ребенок начнет осваивать три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих. Обучение в этом курсе строится на приобщении детей к миру искусства, театра, через познание его исторических корней, через сказки разных народов мира. Необходимо помочь детям увидеть красоту окружающих их вещей, предметов, объектов, произведений искусств, в создании которых участвовали их предки, родители. В итоге дети должны понять и почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни и ее неразрывная связь с историей возникновения тех или иных предметов быта должно стать открытием для детей. Главное, чтобы дети поняли, что сказки учат и помогают им разобраться в тех вопросах, которые почему-то не принято откровенно обсуждать в современном обществе – вопросах дружбы, любви к людям, личностных качеств, таких как доброта, ум, мудрость, способность «светить» другим. Занятия должны помочь детям разобраться в их внутреннем мире переживаний и чувств, подготовить к гармоничному взаимоотношению с внешним миром. Целью данной программы является воспитание культуры межнационального общения, через содержание национальной культуры, выраженной в форме языка и речи (сказки разных народов мира).

Задачи:

• Воспитание доброжелательного, межличностного отношения в коллективе, благодаря психологически комфортной среде и возможности продемонстрировать красоту культуры своего народа.

• Освоение этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих ценностей на примере сказок разных народов. Помочь понять детям, что сказки — это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

• Овладение умениями рассказа, иллюстрирования, элементами постановки, информационно-коммуникационными технологиями при работе со «сказкой», развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных и видеофильмов.

• Развивать любознательность, активность мысли, творческое воображение, умение размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы; эмоциональную сферу ребенка средствами искусства; формировать художественно-творческую активность, участие детей в создании эскизов, набросков, театрализованных постановок, созданию и написанию собственных сказок и мультфильмов.

• Воспитание любви и уважение к национальным промыслам, корням культуры, наследию предков.

• Применение знаний, умений и навыков общения, полученных в ходе занятий по курсу, демонстрация практического умения решать конфликт дискуссией.

Полезные эффекты от реализации проекта

В наше время очень важно создавать благоприятную среду для развития культуры общения, взаимопонимания, терпимости, уважения в нашем многонациональном обществе. И с самого раннего возраста закладывать основу позитивного отношения к жизни, и друг к другу в классе, дома и на улице, на высокоморальных, фольклорных сказках разных народов.

Дети к концу года будут знать:

• прошлое, настоящее и будущее разных народов нашло отражение как в истории, так и в сказках, и связь эта неразрывна;

• сказки отражают жизнь людей, исторические события разных времен, и историй жителей различных стран;

• основные сходства и различия сказок разных народов мира, их отличительные особенности

• что важную роль играют национальные традиции при общении, понимании людей других национальностей.

Дети к концу года будут уметь:

• владеть элементарными навыками работы гуашью, восковыми мелками, пластилином, бумагой для конструирования и аппликации;

• рассказывать несколько сказок, былей разных народов мира;

• уметь читать сказки по ролям, осуществлять постановку прочитанных сказок;

• уметь конструировать простые костюмы и декорации для театральных постановок;

• уметь самостоятельно сочинять сказки, иллюстрировать их, создавать простые мультфильмы.

Файлы

Коллективная работа учеников _Наши любимые сказки_.pdf

Методические разработки для групповых занятий.pdf

Презентация программы.pdfУчебно-тематический план занятий и содержание занятий..pdf

Ссылки

Спектакли «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» и «ГУСИ ЛЕБЕДИ»

Спектакль «КОТ В САПОГАХ»

Наш путь к театру

Учимся создавать мультфильмы


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос