Архив воспитательных практик

«Создание экологической тропы на пришкольной территории

Оригинальная идея проекта

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества. Экологическое образование подразумевает конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладевать человек на каждом этапе обучения. Но само по себе образование не гарантирует реального природосообразного поведения человека.

Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения.

Экологическая культура – реальное каждодневное поведение человека в природе. Важной составляющей экологической культуры является культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты окружающей природы.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по предметам естественно-научной направленности, но и в том, чтобы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у учащихся особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований.      

В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, строить гипотезы и делать выводы.

От задумки – до результата

Отправной точкой создания экотропы стала поездка в ООПТ Брянский лес (видео). Вернувшись из зимней экспедиции мы вплотную занялись проектированием. На территории образовательной организации все участники образовательного процесса (обучающиеся, учителя и родители) приняли участие в обустройстве экологической тропы: изучили планируемый маршрут тропы, работали с определителями растений, составили реестр зеленых насаждений пришкольного участка, разработали маршрут тропы с указанием его на план-схеме. 

Маршрут тропы включает несколько точек:

— Зеленая аптека (мята, зверобой, ромашка, ландыш, календула, тимьян, девясил, шалфей, кипрей, тысячелистник, эхинацея, тагетис (бархатцы);

— Видовой состав деревьев и кустарников; 

— Домик для насекомых;

— Искусственные гнездовья для птиц;

— Гномон

Во время экскурсии, которые проводят обучающиеся школы, объектами рассказов и наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. На тропе установлены птичьи домики.

     На тропе имеются информационные листовки с QR-кодами, содержащие сведения о видовом разнообразии древесного яруса школьного двора. Учащимися разработан квест «Определи, какое дерево?» Ребята разделяются на группы по 3-4 человека, им раздается план пришкольной территории, где номерами указаны деревья и предлагается в течение 15 минут определить 10 разных видов.

         Особым местом на экологической тропе является установленные солнечные часы (гномон). Здесь можно проводить уроки истории и астрономии, математики и физики, а также самостоятельно научиться определять время.

         Уникальной нашу тропу делает устроенное для насекомых жилище или hotel insecta. Этот домик несет, во-первых, образовательную функцию – на уроках окружающего мира дети изучают разные формы жизни и наблюдают за ними в максимально естественной среде. Во-вторых, отели для насекомых имеют реальный практический смысл, они становятся маленьким убежищем для златоглазок, бабочек, божьих коровок и других полезных насекомых.

         В перспективе создание современной метеоплощадки.

 Детей интересуют простые вопросы, они всегда с интересом познают и исследуют окружающую их среду. Вопрос как сделать, чтобы эти познания были подкреплены исследованиями в рамках школьной программы.                          

В школе  проводятся занятия по программе дополнительного образования «Метеоролог» с обучающимися 3-4х классов. Вопросы метеорологии изучаются и в рамках раздела Атмосфера (состав, строение, циркуляция, изучение элементов погоды, наблюдение за погодой) в 6м классе. В кабинете географии имеется набор простых инструментов для изучения атмосферных процессов, но этого недостаточно. В основном это приборы для работы с учащимися младших классов. Полноценно проводить исследования качества воздушной среды без метеоплощадки невозможно. Приходится довольствоваться приблизительными, усредненными данными. 

 Как создать возможность проводить лабораторные работы в рамках прохождения курсов по географии, экологии для учащихся средней школы?

Ориентируясь на возникшую проблему, изучив литературу, мы столкнулись с проблемой, что в программах по экологии представлены только формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Возникло много вопросов: − Как сделать процесс наблюдения за явлениями погоды интересным? – Как оборудовать на территории школьного учреждения метеорологическую площадку своими силами? − Где разместить метеоплощадку со специальным оборудованием, предназначенной для обучения школьников элементарному прогнозированию состояния погоды? – Какими метеорологическими приборами должна быть оборудована метеоплощадка в школе? 

Изучив весь спектр профессиональных метеостанций для школ, мы нашли Экологическую метеостанцию SSoft:EcoMeteo — образец учебного оборудования, не уступающего зарубежным аналогам, предлагающий учителям и ученикам качественно новые возможности восприятия учебного материала.

 В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном факторе, часто остающемся без внимания, – работе гида, ведущего экскурсию. Как бы хорошо ни была разработана экскурсия, успех ее во многом зависит от личности экскурсовода. 

    Экскурсовод должен хорошо знать маршрут: разнообразие видов, фенологию, рельеф    местности, быстро ориентироваться в уровне подготовки группы и ее интересах. Он должен уметь ответить на любой вопрос и, что немаловажно, быть доброжелательным к любой группе, вышедшей на маршрут. Если эти условия соблюдены, успех экскурсии обеспечен. 

Полезные эффекты от реализации проекта

При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы.

Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой. Опыт работы показал, что для закладки и организации работы школьных экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений, оборудования. Благодаря экскурсиям, проводимым рядом со школой, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа становится действенным средством экологического образования.

Еще один немаловажный аспект использования экологической тропы на пришкольной территории – это организация досугового отдыха взрослых и детей. Эколого-просветительская деятельность, организация праздников и соревнований, привлечение родительской общественности способствуют формированию экологической культуры жителей микрорайона.

В работе используются игры Экологического центра «Экосистема» 

http://ecosystema.ru/03programs/igr/034.htm

Файлы

Экофорум 24012020.pdf

Ссылки

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4618

https://1798.mskobr.ru/edu-news/5677

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4714

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4225

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4294

https://1798.mskobr.ru/edu-news/4267

https://1798.mskobr.ru/edu-news/3691

https://1798.mskobr.ru/edu-news/3640

https://1798.mskobr.ru/edu-news/3505

https://1798.mskobr.ru/edu-news/3496


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос