Архив воспитательных практик

Создание экскурсий «Виртуальный шаг в прошлое»

Оригинальная идея проекта

Цифровое общество бурно развивается, и нам приходится адаптироваться к этим изменениям, искать эффективные методы воспитания современных школьников. Демонстрацией картинок не воспитать патриота, гордящегося своей страной, уважающего её историю — необходимо вовлечь детей в деятельность, найти интересные им формы. Создание виртуальных экскурсий — как раз та форма деятельности, которая близка многим школьникам: нужно снимать видео, монтировать его, озвучивать, создавать слайд-шоу, QR-коды, онлайн-анкетирование, размещать хештеги в соцсетях.

            Проект совсем молодой — стартовал весной 2020 года под влиянием сложившейся в мире ситуации карантина и изоляции. Наш школьный музей «Медицинская служба в годы Великой Отечественной войны» остался без посетителей… Как рассказать ребятам о важнейших событиях Великой Отечественной войны, героических, трогательных страницах её истории? Конечно, виртуально! Но создать такую экскурсию — дело трудоёмкое, длительное по времени. Так появилась идея нашего проекта — привлечь ребят к этой работе. Раньше актив музея участвовал в проведении экскурсий, кинолекториев, радиолинеек, акции «Бессмертный медсанбат» у памятника Героям-медикам на территории школы. Теперь они — полноправные создатели, разработчики! Молодому поколению известно множество интересных способов привлечения внимания и подачи материала через QR-коды, сторисы, стримы, флешмобы. И таким современным способом они рассказывают сверстникам о серьёзном — о памяти павших на поле боя, героизме, Холокосте…

От задумки – до результата

Руководителями и активом нашего школьного музея зимой 2020 года была подготовлена экскурсия «Расскажите об этом детям вашим», посвящённая теме Холокоста. Но посетить её успели немногие — в школе был введён дистанционный режим. И мы стали работать над переводом экскурсии в виртуальный формат.

            Руководителями музея были сняты видеоролики об экспонатах, демонстрируемых в ходе экскурсии, учащиеся, входящие в актив музея, записали «озвучку». К работе были привлечены ребята, которые умеют монтировать видео. И, казалось бы, видеоролик готов, можно отправлять его учителям для проведения внеклассного мероприятия. Но виртуальная экскурсия не предполагает «живого» общения, в ней нет мгновенной обратной связи со слушателями, а без этого сложно удержать внимание современных детей. Собираясь с ребятами на видеоконференциях, мы решали вопрос о том, как уйти от формата видеолекции. И вот тут творческий потенциал подростков раскрылся в полной мере! Было предложено задействовать классных руководителей — они попросили своих учеников снять короткие видеообзоры (сторисы) о прочитанных произведениях на тему холокоста для включения их в экскурсию. Перед началом экскурсии предполагался опрос об имеющихся у школьников знаниях о Холокосте — ребята смогли перевести его в онлайн-формат. Придумали, как можно использовать QR-коды: при сканировании открывается список со ссылками на документальные фильмы о Холокосте, список художественных произведений на эту тему, сторисы (видеообзоры) ребят, расказывающих о прочитанных книгах. Активисты выкладывали свои видео о работе над проектом в соцсетях, и количество желающих принять участие в создании виртуальной экскурсии на эту тему стало расти в геометрической прогрессии! Учащиеся разных классов присылали видео со стихотворениями, рассказами о прочитанных ими воспоминаниях жертв Холокоста, посещённых мемориалах памяти, музеях. Один из классов готовил мини-спектакль по книге «Храброе сердце Ирэны Сендлер» о спасении еврейских детей — планировали тоже включить его в качестве дополнения к виртуальной экскурсии, но в сентябре снять не успели, а в октябре вновь вмешалась пандемия… Но мы обязательно добавим запись этого спектакля позже!

            Всю полученную информацию активисты музея, которых за это время стало в два раза больше, обрабатывали и структурировали сами, придумывали способы её подачи. Готовая виртуальная экскурсия получилась информативной, увлекательной с точки зрения демонстрации, трогательной и «живой», благодаря всем, принявшим даже небольшое участие в её создании. 

Полезные эффекты от реализации проекта

Проект дал ученикам возможность самостоятельно создать «актуальный контент» (виртуальную экскурсию) в современном формате, реализуя свои творческие, креативные идеи, применяя свои навыки, транслировать плоды своей работы на многочисленную аудиторию: учителей, сверстников, родителей. Понимая актуальность виртуальных экскурсий в наше время, они смогли это сделать и в условиях ограниченной коммуникации!

            Работая над проектом, ребята убедились в том, как легко создаются «фейки» об истории этой страшной войны — смонтированные видео, вырванные из контекста сведения, не прошедшие проверку в исторических источниках. Проект дал им гораздо больше, чем просто творческая реализация — он научил их ответственно и внимательно относиться к своим и чужим публикациям в сети интернет, особенно касающимся истории нашей страны.

            В процессе создания виртуальной экскурсии ученики «прожили» тему Холокоста и в дальнейшем станут яркими «носителями» его документального и фактологического материала, проводниками антифашистских ценностей среди сверстников. 

            В результате — идёт разработка виртуальных экскурсий «Герои в белых халатах», «Детство, опалённое войной». 

Файлы

Текст экскурсии.doc

Ссылки

https://yadi.sk/i/rmqHuN5jA3yZmA

https://yadi.sk/d/Vh3SfjzEXL_f7A

https://instagram.com/museum.school1598.5?igshid=datxpsnhpk7c


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос